Блог

  • Фулфилмент
  • Управление логистикой
  • Продвижение на маркетплейсах
Картинка

FBO, FBY, FBA, FBS и DBS: разбираемся в терминологии марктеплейсов

Содержание

Модели и схемы работы
Схемы работы Ozon
Схемы работы Wildberries
Схемы работы СберМегаМаркета
Схемы работы Яндекс.Маркета
Схемы работы AliExpress Россия
Схемы работы Lamoda
Схемы работы Avito

Отношения продавцов и маркетплейсов регулируют разные формы сотрудничества. На языке маркетплейсов они называются “моделями” или “схемами” работы. Схема определяет, как складские и логистические операции распределены между маркетплейсом и продавцом:

  • где хранится товар;
  • кто принимает и обрабатывает заказ;
  • кто отправляет заказ покупателю;
  • на чьей стороне забор и обработка возвратов.

Вероятно, вы знаете о FBO, FBS и DBS. Это 3 главные схемы. Правда на маркетплейсах они называются по-разному, потому что площадки используют свою аббревиатуру.

Команда Беты решила рассказать, каких классификаций придерживаются Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Russia. Это поможет вам уверенно ориентироваться в схемах работы.

Статьей продолжаем цикл материалов об особенностях работы на маркетплейсах:

Схемы работы Ozon

Базово Ozon предлагает 4 модели: FBO, FBS, Real FBS Standard или Real FBS Express..

FBO – Fulfillment by Ozon. В задачи продавца входит: сделать заявку на поставку, упаковать товары, распечатать документы, вовремя поставить товары на склад маркетплейса в коробке или паллете. Сотрудники склада Ozon соберут заказы и отправят их покупателям. Однако учитывайте, на складах Ozon действуют лимиты к объему поставляемого товара и его упаковке.

Выбирая модель FBS - Fulfillment by Seller, знайте, вы должны хранить товары на своем складе. Как только покупатель сделал заказ, вы его собираете, упаковываете и маркируете по требованиям маркетплейса;. Затем готовите сопроводительные документы и доставляете заказ в пункт приема Ozon. После сортировки маркетплейс отправит заказ покупателю, используя свою логистику.

Третья схема - Real FBS - аналог DBS. Помимо складских операций продавец через собственную или партнерскую службу доставляет отправления покупателям. Маркетплейс только торговая площадка, который вы платите комиссию за продажу товара.

Четвертая схема - Real FBS Express. Она отличается от предыдущей модели скоростью доставки. Покупатели должны получить заказы в течение нескольких часов (не дольше 3-х). Вы упаковываете товары на своем складе, затем передаете отправления курьеру Ozon или сами доставляете их покупателю. Партнеры Ozon развозят заказы в пределах 7 регионов - Москва, Московская область (не дальше 20 км от МКАД), Санкт-Петербург, Казань, Краснодар и Новосибирск. Если за последнюю милю будете отвечать вы (или сторонняя служба), географию определяете самостоятельно. Ozon разрешает сочетать продажу товаров по модели Real FBS Express с другими - FBO или FBS.

И заключительный подход – комбинированный. Продавцы Ozon могут совмещать модели: часть товаров передавать на склад Ozon, а другую – отгружать с собственного склада или склада фулфилмент-оператора.

Схемы работы Wildberries

Первая модель Wildberries – FBO или Fulfillment by Operator. Некоторые источники и эксперты приводят аббревиатуру FBW (Fulfillment by Wildberries) или FBM (Fulfillment by Marketplace). Сам маркетплейс использует название «Продажа со склада Wildberries».

Идея FBO такова: Wildberries - фулфилмент-оператор. Маркетплейс принимает и хранит товары, комплектует и упаковывает заказы, доставляет до покупателей и обрабатывает возвраты. Продавцу необходимо выполнять отгрузки товаров на склады и соблюдать условия приема.

Альтернатива FBO - схема FBS (Fulfillment by Seller) или «Продажи маркетплейс». Продавец занимается складскими задачами, маркетплейс - последней милей. Здесь для селлера важна скорость – в контроле остатков и своевременной отгрузке.

В 2021 году Wildberries активировал модель DBS (Delivery by Seller), но после приостановил подключение к ней. Сейчас схема DBS недоступна селлерам Wildberries.

Схемы работы СберМегаМаркета

Маркетплейс оперирует другими определениями, нежели Ozon и Wildberries, но без потери смысла. Модель FBO на СберМегаМаркете - «Витрина + Фулфилмент». У маркетплейса появился склад, на который можно передать товар на хранение и обработку. Схема FBS называется «Витрина + Доставка», а DBS – «Доставка силами продавца».

На СберМегаМаркете продавец может продавать товары по нескольким схемам.

Четвертая модель – «Закажи и забери». Она ориентирована на продавцов с розничными точками, которые могут использовать магазины как пункты выдачи. Маркетплейс не участвует в логистике продавца.

В каждой из схем от селлера требуется соблюдать установленные СберМегаМаркетом правила. Особенно в модели «Витрина + Доставка».

Схемы работы Яндекс.Маркета

Продавец сравнивает 4 схемы работы. Ориентируясь на FBY или Fulfillment by Yandex, селлер использует склад маркетплейса, пополняет сток, управляет ценообразованием и продвижением, а Яндекс принимает и хранит товары, собирает и отправляет заказы.

Если в вашем ассортименте есть низкооборачиваемые или дорогие товары, вы можете воспользоваться FBS (Fulfillment by Seller) или DBS (Delivery by Seller).

Главное отличие FBS от модели FBY: маркетплейс отвечает только за доставку, остальные операции выполняет мерчант.

Больше обязанностей, но и выгод продавец найдет в DBS, потому что селлер доставляет готовые отправления покупателя, минуя маркетплейс. Это значит у него есть больше контроля и влияния на последнюю милю.

Яндекс.Маркет - второй маркетплейс из нашего списка, который предлагает модель «Экспресс» с доставкой заказов от 1 до 2-х часов. Когда поступает заказ, вы должны оперативно собрать его. К заранее согласованному времени приедет курьер Яндекс.Маркета и заберет заказ для доставки. Необязательно иметь склад, чтобы продавать товары по модели «Экспресс». Отгружать заказы можно и из розничного магазина.

По аналогии со схемой Real FBS Express Ozon, зона доставки Яндекс.Маркета ограничена. Чаще всего, маркетплейс принимает на отгрузку мелко и среднегабаритные посылки.

Яндекс.Маркет не запрещает совмещать все модели. Например, FBY c FBS или FBY с DBS.

Схемы работы AliExpress Россия

AliExpress Россия в 2021 году обновил названия моделей и анонсировал новую. Теперь маркетплейс развивает фулфилмент и принимает товары на хранение и обработку по FBA (Fulfillment by AliExpress). Думаю, вы догадались, она пооперационно повторяет схему FBO.

Еще одна новая модель - FBS (Fulfillment by Seller). AliExpress Россия - единственный маркетплейс, который разделяет схему на 2 вида: FBS (Дропшиппинг Цайньяо) и FBS (Почта России). Отличаются они только операторами по доставке. В FBS от AliExpress селлер также использует свой склад или склад фулфилмент-оператора.Подключение новых продавцов по схеме FBS (Дропшиппинг Цайньяо) остановлено.

Третья модель полностью повторяет DBS - FBS (Логистика продавца). Доставлять заказы может собственная или партнерская служба селлера.

Схемы работы Lamoda

Lamoda - единственный нишевой маркетплейс одежды, обуви и аксессуаров в этом материале. И здесь он не случайно. Во-первых, эксперты профессиональных сообществ прогнозируют качественное и количественное развитие нишевых площадок в перспективе 3-5 лет. Во-вторых, Lamoda - лидер в своем сегменте на российском рынке. В первом полугодии 2022 года оборот маркетплейса (в сравнении с аналогичным периодом 2021) увеличился в 2 раза. В-третьих, маркетплейс всегда «отбирает» бренды на площадку. Покупатели могут быть уверены, что не закажут поддельные и контрафактные товары, а значит их лояльность априори не низкая.

Первая модель продажи - «Маркетплейс Lamoda». Ее структура почти повторяет устройство FBO. Маркетплейс 100% занят операционкой - хранением, сборкой, доставкой заказов и обработкой возвратов. В то же время он делает фотосъемку товаров для карточек продавца. Выбрать схему можно с одним условием - у вас больше 50 артикулов.
Вторая модель - «Фулфилмент и доставка». Это не реплика FBO, FBS или DBS. Признаться честно, ни у одной площадки, которые мы разобрали выше, нет такой схемы. Подключая «Фулфилмент и доставка», вы не продаете товары на Lamoda. Ваши каналы сбыта - собственный интернет-магазин, маркетплейсы Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет или другие. Lamoda выступает только как логистический оператор, который предлагает селлерам 2 варианта сотрудничества. Первый - площадка займется хранением товаров, сборкой и доставкой заказов. Второй - организует последнюю милю (за складские операции ответственен продавец). Чтобы работать по модели «Фулфилмент и доставка», вы должны попадать под условие - «не менее 500 заказов в месяц».

Заключительная модель - «Единый сток» - состоит из операций, которые выполняет Lamoda:

  • Хранение товаров
  • Сборка и упаковка заказов
  • Доставка на последней миле - курьером или через ПВЗ
  • Обработка возвратов
  • Фотосъемка товаров

Продавцы, которые рассматривают «Единый сток», должны знать 3 правила подключения:

  • Логистика маркетплейса доступна только для заказов Lamoda и собственного интернет-магазина селлера. Заказы Wildberries, Ozon и других площадок обрабатываются через их логистику или логистику фулфилмент-операторов.
  • Количество артикулов - не менее 50.
  • Объем заказов в своем интернет-магазине - не мене 100 в месяц.

Схемы работы Avito

Вернемся к универсальным маркетплейсам. Avito не располагает складами для хранения и сборки товаров, но занимается доставкой заказов на последней миле через собственные и партнерские пункты самовывоза. Это значит, будучи на Avito, вы выбираете между 2 логистическими схемами - FBS или DBS. Либо сами упаковываете заказы и передаете их в Avito Доставку, либо пользуетесь своим фулфилментом. Продавцы крупногабаритных товаров могут не рассматривать FBS, поскольку Avito не доставляет товары свыше 20 кг по весу, больше 120 см в объеме.

Бета ПРО - логистический оператор интернет-магазинов по работе с маркетплейсами.

Внутренний функционал Бета ПРО выстроен так, что мы сотрудничаем с универсальными маркетплейсами по всем схемам работы: FBO, FBS и DBS. Проект по запуску нишевых площадок в работе, и в скором времени расскажем вам о результате.

Опыт работы с продавцами маркетплейсов заложил в нас 3 компетенции: безопасно хранить, вовремя комплектовать и доставлять заказы. Поэтому вы можете выбрать Бета ПРО в качестве оператора, размещаться на маркетплейсах и заниматься продажами, пока ваши товары и заказы доставляются покупателям.

Мы в Telegram

Подписаться

Модальные окна