Схемы работы на маркетплейсах: FBO или фулфилмент маркетплейса
Содержание
Запуск на маркетплейсе начинается с выбора схемы работы
Задачи маркетплейса
Задачи продавца
Особенности FBO
Кому подходит FBO
Аббревиатуры маркетплейсов
Зачем селлеру фулфилмент-оператор для FBO
Бета ПРО - фулфилмент-оператор для продавцов маркетплейсов
Запуск на маркетплейсе начинается с выбора схемы работы. Она определяет, кто организует фулфилмент - процессы, связанные с хранением, упаковкой и доставкой заказов, обработкой возвратов.
Базово на площадках работают 3 модели - FBO, FBS и DBS. Главное их отличие в том, как распределяются роли между селлером и маркетплейсом: чей склад используется для хранения и сборки, кто доставляет заказы до покупателя и т.д.
Выбор модели работы напрямую влияет на затраты селлера. Чтобы вам определиться со схемой, мы подготовили серию коротких постов, в которых узнаете:
- что такое FBO, FBS, DBS;
- какие задачи у селлера в каждой схеме;
- для кого подходят модели;
- какие схемы доступны на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркете, СберМегаМаркете и AliExpress Россия.
Начнем со схемы FBO.
Задачи маркетплейса
FBO (Fulfillment by Operator) или FBM (Fulfillment by Marketplace) - схема, при которой маркетплейс на своем складе принимает и хранит товары, собирает и упаковывает заказы, доставляет их до покупателей, забирает и обрабатывает возвраты.
Задачи продавца
В схеме FBO продавец:
- оформляет заявку на поставку;
- собирает и маркирует товары;
- готовит сопроводительные документы;
- привозит товары на склад;
- управляет карточками товаров, включая ценообразование;
- продвигает магазин и товары.

Особенности FBO:
- У каждой площадки есть правила упаковки и маркировки поставляемых товаров. Если продавец их нарушает, сотрудники маркетплейса не принимают товары на склад.
- На складах действуют ограничения по объему поставки.
- Не все товары можно продавать по FBO. Чаще всего, схема недоступна для крупногабаритных, скоропортящихся и пожароопасных товаров.
- Продавец завозит определенный объем стока на склады каждого маркетплейса, с которым работает. Это значит, каждую закупку он платит больше, чем мог, если бы "держал" товары на одном складе.
- Не каждый маркетплейс, со своего склада, без ошибок передает данные для системы "Честный знак".
- Все типы возвратов поступают на склад маркетплейса, сотрудники их обрабатывают и возвращают товары в сток.
- Только ряд маркетплейсов восстанавливает внешний вид товаров, что напрямую влияет на сокращение % выкупа заказов.
Кому подходит FBO:
- Продавцам, которые протестировали площадку, определились с ассортиментом, получили первые заказы и уверены в высокой оборачиваемости товаров.
- Селлерам, которые продают сезонные товары и не имеют собственного склада.
Но каждый кейс индивидуален. Почему? При выборе схемы всегда рассчитываются затраты на реализацию и прибыль. На их объем влияет совокупность факторов: тарифы маркетплейсов, категория товаров, количество SKU и т.д. Возможно, для вашего кейса, модели FBS или DBS рентабельнее.
Аббревиатуры маркетплейсов:
Модель FBO работает на 5 крупнейших маркетплейсах. На каждой площадке она имеет разные названия:
- Wildberries - FBW (Fulfillment by Wildberries)
- Ozon - FBO (Fulfillment by Ozon)
- Яндекс. Маркет - FBY (Fulfillment by Yandex)
- СберМегаМаркет - Витрина + Фулфилмент
- AliExpress Россия - FBA (Fulfillment by AliExpress)
Зачем селлеру фулфилмент-оператор для FBO:
- Чтобы не нарушать сроки поставки и правила упаковки Нагрузка на комплектацию и логистику увеличивается, если у селлера витрина на нескольких маркетплейсах. В отличие от селлера, оператор имеет опыт работы с пиками и высокой нагрузкой.
- Чтобы не переплачивать за обратную магистраль Сотрудники Wildberries откажут в приемке, если правила сборки товаров нарушены. В результате продавцев оплатит доставку “туда-обратно”, стоимость перекомплектации и повторной отгрузки.
- Чтобы работать по совмещенной модели и сокращать затраты
Оператор знает правила каждой площадки и ежедневно их отрабатывает. Поэтому вероятность нарушений снижается.
Совмещенная модель - работа по FBO и FBS, DBS. Она позволяет перераспределять товары и затраты. Например, высокооборачиваемые продавать по FBO, а дорогие - по FBS.
Чтобы не содержать свой склад, вы используете фулфилмент-оператора, как единый сток.
Бета ПРО - фулфилмент-оператор для продавцов маркетплейсов:
- Хранит товары на своем складе:
- Комплектует и маркирует товары, доставляет их на склады по схеме FBO;
- Работает по схеме FBS и отгружает готовые заказы на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress Россия, СберМегаМаркет.
Узнайте больше о работе Бета ПРО с маркетплейсами и схемой FBO у наших менеджеров на sales@betapro.ru .