+7 /495/ 649 88 99
info@betapro.ru
Москва, ул. 4-я Кабельная, д. 6А
Главная / Блог / СМИ / Возвратная логистика в новогодние праздники: опыт российского ритейла

Возвратная логистика в новогодние праздники: опыт российского ритейла

Не секрет, что после праздников рынок онлайн-коммерции переживает волну возвратов. Покупатели возвращают приобретенные во время распродажного ажиотажа ненужные товары. Мы расспросили участников рынка о том, как они справляются с обработкой "возвратной волны", и что поменялось в этой тенденции в 2024 году.

Многие эксперты считают, что на рынке происходит всплеск возвратов после праздников и распродаж. Разделяете ли вы эту позицию? На сколько может вырасти количество возвратов и когда обычно бывает всплеск? Почему?

Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО"

Безусловно, в количественном выражении всплеск возвратов происходит после праздников и распродаж. Но это связано только с ростом числа заказов. В процентном соотношении сильно ничего не меняется. Пропорциональное увеличение количества возвратов будет у любого селлера при росте объема продаж из-за сезонности, распродаж, повышения маркетинговой активности. По нашей статистике, в процентном выражении количество возвратов больше всего зависит от товарной категории: для fashion это 50-60%, для БАДов - 15%, для электроники - 5%.

В квартальном и годовом планировании мы учитываем индивидуальный прогноз этого показателя по каждому партнеру в зависимости от планируемой динамики продаж. Небольшую прибавку к этому пропорциональному росту вносим на период после ноябрьских и декабрьских праздников и распродаж. Как правило, это менее 1% и связано с увеличением случаев брака и повреждений упаковки на перегруженных складах маркетплейсов. Конечно, в этот период бывают и мошеннические возвраты, но пока это единичные случаи, которые не оказывают сильного влияния на общую картину.

Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс"

Что касается нашей компании, занимающейся курьерской доставкой и предоставляющей услугу "клиентский возврат", то роста заказов в этой категории после праздников мы не наблюдаем. Товары перед Новым годом, как правило, покупаются в качестве подарков родным и близким или исполнения своих желаний, отложенных на конец года (из серии "побаловать себя").

Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry

Действительно, как правило, количество возвратов после праздников может возрастать. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, когда праздники заканчиваются, образуется достаточно большое количество спонтанно купленных товаров и товаров, которые покупались в качестве подарка, но по какой-то причине не подошли. Их покупатели будут возвращать после январских каникул в первую очередь. Еще одним фактором всплеска возвратов в январе может быть долгий праздничный период.

Новогодние каникулы длятся неделю, в это время работают не все пункты выдачи, соответственно возвратные заказы остаются в них в течение всего нерабочего периода. Праздники заканчиваются, и накопившиеся возвраты наконец отправляются к продавцу. Кроме того, не стоит забывать о том, что в январе люди в принципе совершают покупки не так активно, как в декабре (в среднем число заказов в январе на 25-30% меньше). На этом фоне может казаться, что доля возвратов выросла, поскольку к январским возвратам добавляются декабрьские, а общее количество январских покупок не так велико.

Является ли возвратная логистика в принципе своём проблемой для российского рынка? Насколько выросли за последний год затраты на возвраты?

Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО"

В возвратной логистике мы видим такие же проблемы, как и во всех других логистических операциях. Это рост затрат на топливо и обслуживание транспорта, недостаток транспортных средств, дефицит водителей и складских работников. Только за 3 квартала этого года расходы на транспортную логистику увеличились более чем на 40% и продолжают расти.

Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс"

При развитии eСommerce в РФ вопрос возвратов был сформулирован не сразу, акцент был сделан на частичный выкуп и примерку. Но уже в период пандемии задача для логистов стала достаточно понятной: необходимо было обеспечить возможность возврата купленного товара продавцу (право покупателя в рамках закона), в том числе и того, который был доставлен курьерской службой. Рынок экспресс-доставки довольно быстро нашел решения и предложил бизнесу услугу. Таким образом, клиент получил комплексный сервис при покупках в интернет-магазинах.

Возврат с точки зрения логистики - это та же доставка. Поэтому изменения стоимости как услуги возврата, так и прямой доставки абсолютно идентичны. Составляющие себестоимости обеих услуг одинаковые, соответственно, и стоимость самой услуги возврата выросла примерно на 40% за 2023 год по сравнению с 2022-м.

Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry

Возвратную логистику нельзя назвать проблемой для нашего рынка, никаких сложностей с тем, чтобы вернуть товары продавцу нет. У нас есть клиенты, которые отправляют товары из Москвы, есть клиенты, которые отправляют из других городов, и то, что для одних заказов является возвратной логистикой, для других - прямая логистика. Неважно, в каком городе находится интернет-магазин, если он продает товары по всей стране, логистика для него останется одной и той же.

Что касается стоимости возвратной логистики, затраты на неё за последний год выросли, но несущественно, менее чем на 15%. В целом, если тарифы на доставку в среднем вырастают примерно на 10% в год, стоимость возвратной логистики увеличивается примерно на тот же процент.

Американские ритейлеры в разгар сезона переходят на практику отказа от возврата товаров. Они позволяют клиентам оставлять себе товары и возмещают деньги. Как вы считаете, возможно ли такое в России?

Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО"

Наверное, с теми или иными ограничениями политика Keep it возможна и в России. Но, конечно, не сейчас. В целом пока не очень понятно, приживется ли этот тренд в США, какие последствия будет иметь. Например, в Китае один из маркетплейсов внедрял данную политику, но в итоге это вызвало огромное количество судебных исков от селлеров в связи с серьезным ростом количества мошеннических возвратов. В Америке этот шаг объясняется не только необходимостью снижения логистических затрат, но и внесением вклада в снижение пагубного влияния транспорта на экологию. Этот фактор в западных странах сильно влияет на политику во многих отраслях.

На мой взгляд, в России эти шаги будут тестироваться, но вряд ли это направление приживется в полной мере.

Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс"

Культура потребления в России и США всегда отличалась. Сейчас трендом в нашей стране является "бережливое потребление", поэтому таких "волн" покупок, как в Америке, нет. А, следовательно, маловероятно возникновение такого масштабного возвратного потока.

Но проблема возвратов, пусть и в меньшем объеме, в России существует. Для продавца возврат - это расходы на доставку, риски подмены продукции, потери товарного вида, а также увеличение времени нахождения товара вне оборота, что само по себе уже критично для бизнеса. Продавцы уже давно ломают голову над решением задачи сокращения числа возвратов. Однако Keep it не станет панацеей, такой вариант применительно к рынку РФ только усугубит ситуацию и спровоцирует мошенничество.

Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry

Думаю, такая практика в России возможна лишь в отдельных, достаточно редких случаях: когда покупатель не возвращает какой-то недорогой товар или товар, сделанный индивидуально для него. В качестве примера можно привести такую ситуацию: клиент заказал печать фотографий, ему их напечатали, но он решил от них по какой-то причине отказаться. Продавец тем не менее оставляет ему фотографии, поскольку они сделаны под заказ, для конкретного клиента, и возврат здесь просто не имеет большого смысла.

Повсеместной практика "оставь это" в России вряд ли станет, поскольку бизнес все-таки создается с целью зарабатывать деньги и отказ от возврата товаров так иначе будет вынуждать предпринимателей компенсировать финансовые потери, например, за счет наценки на другие товары.

Исчтоник: E-pepper

Еще больше контента вы найдёте в нашем Telegram-канале. Здесь мы отвечаем на вопросы селлеров, публикуем новости рынка и даём оценку обновлениям маркетплейсов. Как быть и что делать - вы узнаете в Telegram-канале Бета ПРО. Подписывайтесь.

Поделиться: vk

27.02.2024

Насколько серьезен дефицит помещений? Каких специалистов не хватает? Как подготовиться к росту ставок? Ситуация на складском рынке и рекомендации экспертов малому и среднему бизнесу

25.01.2024

Что селлеру на маркетплейсе делать с товарами после распродаж?

05.12.2023

Дефицит складов в конце 2023 в России

28.11.2023

Антирекорды складской недвижимости: максимальные ставки, минимальная вакантность

14.11.2023

Логисты о "горячем сезоне": прогнозы и аналитика

02.11.2023

Как выбрать склад для торговли на Ozon: планирование, география продаж, оценка затрат, анализ ограничений

30.10.2023

Логисты готовятся к росту продаж в e-commerce

13.10.2023

Как логисты справляются с нехваткой персонала: опыт из первых рук

06.10.2023

Новые точки роста: как региональным селлерам построить логистику для продажи товаров в ЦФО

10.07.2023

Как упаковать товары для маркетплейсов. Общие требования и индивидуальные правила площадок

04.07.2023

ТОП-ошибок продавцов при запуске магазина на маркетплейсах

09.06.2023

Особенности фулфилмента для категории «БАД»

07.04.2023

Как не ошибиться в БАД и с кого спросить за подделку

06.04.2023

Антикейсы селлеров: 10 ошибок в создании инфографики для товарных карточек

05.04.2023

Селлеры Wildberries смогут поднять конверсию с помощью видеообзоров

20.03.2023

Возвратная логистика продавцов маркетплейсов: проблемы и решения

14.03.2023

Как выбрать надежное аутстаффинговое агентство: 5 советов от логиста

09.03.2023

Розовый авто и огромный конструктор стали самыми необычными посылками на 8 марта в этом году

27.02.2023

Ozon анонсировал новую мотивационную программу для бизнеса

16.02.2023

В 2023 году рынок e-commerce будет расти за счет снижения розничных продаж и экспансии покупателей на маркетплейсы

25.01.2023

Какой тип доставки самый востребованный у магазинов, ждать ли повышения тарифов, какой спрос на аутсорс логистики. Взгляд со стороны транспортных компаний

26.12.2022

Как продавцам поддерживать продажи на маркетплейсах в январе

23.12.2022

КАК ПО ЗАКАЗУ

22.12.2022

17 трендов, которые будут влиять на рынок электронной торговли и логистики в 2023 году

25.11.2022

Кому из продавцов и зачем нужна API-интеграция с маркетплейсами. Советы от Бета ПРО

02.11.2022

Фулфилмент-оператор “Бета ПРО” прошел сертификацию маркетплейса Яндекс.Маркет

24.10.2022

Фулфилмент-оператор "Бета ПРО" стал технологическим партнером Ozon'а. Что это дает компании и ее клиентам?

16.08.2022

Константин Калинин, Бета ПРО: «Наша цель – чтобы селлер получал и обрабатывал все заказы, которые он может потенциально получить»

05.05.2021

E-com: модный приговор

12.04.2021

Фулфилмент Бета ПРО получил статус технологического партнера goods.ru

11.01.2021

В следующем году фулфилмент может стать «самостоятельнее»

15.10.2020

Логистический центр Ozon — самый крупный из открытых маркетплейсами в Ростовской области

 
BetaPRO +7 /495/ 649 88 99 info@betapro.ru
Москва, ул. 4-я Кабельная, д. 6А
vk telegram zen
© 2014-2022 ООО "Бета ПРО".
Все права защищены
УСЛУГИ Фулфилмент Фулфилмент
для маркетплейсов
Продвижение
на маркетплейсах
Консолидация Кросс-докинг Селлерам из Китая СЕРВИСЫ Факторинг SMS-информирования Онлайн-тарификатор Возвраты API и модули интеграции БЛОГ Новости Статьи СМИ Кейсы О КОМПАНИИ Партнеры Вакансии Контакты Регламентирующие
документы