+7 /495/ 649 88 99
info@betapro.ru
Москва, ул. 4-я Кабельная, д. 6А
Главная / Блог / СМИ / Оптимизация складской логистики

Оптимизация складской логистики

При дефиците складских площадей и персонала игроки рынка e-commerce все чаще задумываются об оптимизации процессов. Мы выделили важные нюансы, на которые стоит обратить внимание при повышении эффективности работы склада.

В первую очередь, помните о комплексном подходе: нельзя, чтобы изменение одного процесса снизило эффективность другого. Так как логистика охватывает все бизнес-процессы, при оптимизации нужно следить за показателями всех связанных операций.

Складская логистика включает в себя несколько этапов: прием, хранение, работу с заказами и отгрузку.

Прежде чем начать оптимизацию, внедрите контроль и учет метрик и показателей эффективности по всем вышеуказанным процессам.

Автор: Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО»

Должен быть налажен прием и учет товара по количеству, весогабаритным характеристикам и качеству. Необходимо наладить процесс инвентаризации, оценки временных и трудовых затрат на выполнение всех операций, товарооборота, заполненности и емкости склада, уровня складских издержек в цене товара и в экономике вашего бизнеса. Это поможет выявить слабые места и сформировать целевые показатели для повышения эффективности работы.

Теперь давайте посмотрим, на что может быть направлена оптимизация.

  • Производительность по складским операциям
  • Повышение уровня оборачиваемости товаров
  • Сокращение временного цикла складских операций
  • Повышение эффективности использования складской емкости и складских площадей
  • Повышение качества предоставляемых услуг
  • Улучшение экономических показателей бизнеса

Важно отслеживать метрики и показатели по всем этим направлениям и соблюдать баланс между ними.

Теперь рассмотрим возможные варианты, за счет которых можно повышать эффективность складской логистики.

Планировка и зонирование

Рассчитайте текущую емкость склада, коэффициент использования площади и объема. Выявите для себя возможности увеличения объема хранения. Например, с помощью установки или изменения конфигурации мезонинной системы хранения. Смоделируйте изменение планировки и зонирования.

При изменении планировки помните, что сужение проходов и повышение плотности хранения часто приводит к простою персонала и техники. Из-за этого могут возникать сложности при сборке заказа, что часто приводит к росту издержек и снижению производительности.

Для эффективной работы с маркетплейсами и интернет-магазинами мы рекомендуем разделять склад на следующие зоны:

  • зону разгрузки,
  • зону приема,
  • зону хранения,
  • зону предпродажной подготовки,
  • зону комплектации, зону упаковки и маркировки,
  • зону отгрузки и зону хранения товаров для отгрузки,
  • зону возвратов, зону брака.

Благодаря этому повышается скорость приема и обработки заказа, уровень товарооборота, сокращается простой персонала.

При таком разделении склада на зоны перемещение товаров должно занимать минимум времени, персонал не будет скапливаться и ждать в очереди выполнения своих операций.

Размещение товара

Выбор способов размещения товаров – один из самых сложных процессов. Существует много систем размещения: например, с учетом ABC и XYZ анализа, по артикулам, по весогабаритным характеристикам, по товарным категориям. Если товар требует контроля сроков годности, то его размещение и отбор выполняются с учетом этой характеристики, например, по модели FEFO.

В работе с маркетплейсами при размещении товаров важно учитывать модели FBO и FBS, для одних товаров можно использовать паллетное хранение, для других – ячеичное.

Сезонные и малооборачиваемые товары не должны располагаться близко к зонам упаковки и отгрузки. А тяжелые и крупногабаритные товары лучше не размещать высоко или в труднодоступных местах.

Выбор системы размещения товаров для каждого бизнеса индивидуален и зависит от характера товара. Но помните, что в любом случае товары должны размещаться по системе. От этого будет зависеть эффективность, производительность и скорость обработки заказов.

Когда система хранения выбрана, можно приступать к подбору модели сборки заказов.

На сбор заказов приходится более 60% трудозатрат склада. Если этот процесс не эффективен, то снижаются скорость и точность сборки, происходят колоссальные потери времени и финансов. Поэтому среди существующих методов сборки важно выбрать подходящий.

Дискретный метод

Для небольших складов часто применяют позаказный или дискретный способ, когда один сотрудник полностью собирает один заказ. Плюсы – простота реализации, точность. Минусы – сотрудник преодолевает большие расстояния, на сборку уходит много времени, из-за чего требуется больше персонала. Также около зон могут возникать очереди из работников.

Зоновый метод

Склад делится на зоны хранения, которые закрепляются за конкретными сотрудниками. Заказ собирается постепенно, передвигаясь из одной зоны в другую. Сотрудник приступает к работе первым или получает заказ от предыдущего работника. Далее он добавляет в него товары из своей зоны и передаёт заказ следующему кладовщику или перемещает свою часть заказа в определённую ячейку зоны комплектования. Таким образом, заказ обрабатывается несколькими сотрудниками.

К плюсам этого метода можно отнести сокращение времени на поиск товара, более целесообразное перемещение сотрудников по складу. К минусам – меньшую точность сборки и возможность простоя, если сотрудник следующей зоны не может сразу принять свою часть заказа на сборку.

Комплектация партиями

При комплектации партиями работник формирует уже несколько заказов. Сборщики работают по зонам, забирают товары с мест хранения и перемещают их в зону комплектации. Затем товары распределяются по отдельным заказам согласно заданиям.

Поскольку комплектовщик за одно пересечение склада отбирает товар сразу для нескольких заказов, сокращается время передвижения. Однако дополнительное время будет затрачиваться на сортировку товаров по заказам клиентов.

Волновой метод

Этот метод применяется на крупных складах, оснащенных WMS системами. При такой стратегии осуществляется одновременная сборка нескольких заказов на разных зонах. Волны запускаются в определенное время и по определенным характеристикам, список заказов в волне формируется согласно критериям очерёдности. Заказы с более ранней датой отгрузки приоритетнее более поздних. Затем заказы переходят в зону комплектации.

Также может использоваться кластерный отбор, когда товары отбираются одновременно для нескольких заказов в заранее подготовленные контейнеры, которые установлены на тележки для сбора заказов. Этот метод часто используется для мелкоштучного товара.

Автоматизация склада

При работе с маркетплейсами недостаточно одной WMS системы, необходима также интеграция со всеми каналами продаж и системами учета. Высокая скорость обработки заказа с момента его получения и до доставки потребителю – это уже не конкурентное преимущество, а необходимость, напрямую влияющая на принятие решения о покупке. Когда покупатель оформил заказ на маркетплейсе, это должно сразу отображаться в WMS и запускать определенную последовательность действий на складе.

В результате внедрения WMS и интеграций можно повысить качество планирования, сократить количество сотрудников, снизить административные издержки и временные затраты на многие процессы, увеличить эффективность использования пространства, уменьшить стоимость и повысить точность проведения инвентаризации, увеличить пропускную способность склада.
Но прежде, чем внедрять автоматизацию, необходимы, во-первых, описание бизнес-процессов, технологические карты и функциональная модель вашего бизнеса. Во-вторых, какую бы систему вы ни внедряли, у вас в штате должен быть специалист, умеющий работать с подобными системами. Даже если вы внедряете простую и готовую систему, она все равно требует контроля, знаний и умений в надстройках и текущей работе.

Примеры метрик и показателей, которые можно отслеживать при оптимизации процессов.

Обратите внимание, что анализировать процессы важно в динамике за разные периоды и в сравнении с нормированными или целевыми показателями. При выборе параметров для анализа мы рекомендуем не использовать готовые системы метрик. Лучше разработать их индивидуально для своего бизнеса, под свои цели и задачи. Мы приводим примеры, от которых можно отталкиваться.

  • Коэффициент использования площади и объема К = Sп/ S Ку = Vг / V
  • где Sп, S — полезная и общая площадь склада соответственно; Vг, V — объем хранимого на складе груза и внутренний объем склада

  • Доля общих затрат склада в цене товара. Общие затраты склада / товарооборот склада
  • Доля ФОТ склада в цене товара. Затраты на ФОТ / товарооборот склада
  • Производительность труда склада – отношение грузооборота склада в м3 к общему количеству сотрудников склада
  • Пропускная способность склада – емкость х коэффициент оборачиваемости
  • Оборачиваемость запасов. Количество совершенных продаж / Средний запас или Себестоимость проданных товаров / Средний запас
  • Время цикла приема товара. Сколько времени работник склада уделяет на прием каждой отдельной позиции. Общее время, затраченное на прием / общее количество полученных товаров
  • Производительность на этапе приема товаров. Определяется объемом товара, принятого одним работником за час.
  • Временной цикл обработки заказа с момента получения и до передачи в службу доставки.
  • Временной цикл сборки и комплектации заказа.
  • Производительность на этапе обработки заказов (можно отдельно по каждой операции – сборка, комплектация, упаковка). Определяется объемом (шт. или м3) товара, обработанного одним работником за час.
  • Интересный показатель качества сервиса – perfect order rate. Количество идеальных заказов (доставленных вовремя, без повреждений, в полной комплектации, с полной документацией) / общее количество доставленных заказов
  • Точность комплектации. (Общее количество заказов – возвраты с неправильными вложениями)/общее количество заказов
  • Точность доставки (Общее количество заказов – количество заказов с опозданием)/общее количество заказов.

Показателей существует много и перечислять их можно практически бесконечно.Важно выбрать для своего бизнеса их целесообразное количество, которое позволит выявить сильные и слабые стороны и оптимизировать процессы.

Источник: Еcomhub

Еще больше контента вы найдёте в нашем Telegram-канале. Здесь мы отвечаем на вопросы селлеров, публикуем новости рынка и даём оценку обновлениям маркетплейсов. Как быть и что делать - вы узнаете в Telegram-канале Бета ПРО. Подписывайтесь.

Поделиться: vk

09.04.2024

Как выбрать склад/склады Wildberries: анализ, планирование, индекс локализации и ограничения

27.03.2024

Все для «синих воротничков»: соцпакет, гибкие условия работы и автоматизация

28.02.2024

Упаковка товара при доставке: цены, проблемы, нестандартные задачи

27.02.2024

Насколько серьезен дефицит помещений? Каких специалистов не хватает? Как подготовиться к росту ставок? Ситуация на складском рынке и рекомендации экспертов малому и среднему бизнесу

25.01.2024

Что селлеру на маркетплейсе делать с товарами после распродаж?

15.01.2024

Возвратная логистика в новогодние праздники: опыт российского ритейла

05.12.2023

Дефицит складов в конце 2023 в России

28.11.2023

Антирекорды складской недвижимости: максимальные ставки, минимальная вакантность

14.11.2023

Логисты о "горячем сезоне": прогнозы и аналитика

02.11.2023

Как выбрать склад для торговли на Ozon: планирование, география продаж, оценка затрат, анализ ограничений

30.10.2023

Логисты готовятся к росту продаж в e-commerce

13.10.2023

Как логисты справляются с нехваткой персонала: опыт из первых рук

06.10.2023

Новые точки роста: как региональным селлерам построить логистику для продажи товаров в ЦФО

10.07.2023

Как упаковать товары для маркетплейсов. Общие требования и индивидуальные правила площадок

04.07.2023

ТОП-ошибок продавцов при запуске магазина на маркетплейсах

09.06.2023

Особенности фулфилмента для категории «БАД»

07.04.2023

Как не ошибиться в БАД и с кого спросить за подделку

06.04.2023

Антикейсы селлеров: 10 ошибок в создании инфографики для товарных карточек

05.04.2023

Селлеры Wildberries смогут поднять конверсию с помощью видеообзоров

20.03.2023

Возвратная логистика продавцов маркетплейсов: проблемы и решения

14.03.2023

Как выбрать надежное аутстаффинговое агентство: 5 советов от логиста

09.03.2023

Розовый авто и огромный конструктор стали самыми необычными посылками на 8 марта в этом году

27.02.2023

Ozon анонсировал новую мотивационную программу для бизнеса

16.02.2023

В 2023 году рынок e-commerce будет расти за счет снижения розничных продаж и экспансии покупателей на маркетплейсы

25.01.2023

Какой тип доставки самый востребованный у магазинов, ждать ли повышения тарифов, какой спрос на аутсорс логистики. Взгляд со стороны транспортных компаний

26.12.2022

Как продавцам поддерживать продажи на маркетплейсах в январе

23.12.2022

КАК ПО ЗАКАЗУ

22.12.2022

17 трендов, которые будут влиять на рынок электронной торговли и логистики в 2023 году

25.11.2022

Кому из продавцов и зачем нужна API-интеграция с маркетплейсами. Советы от Бета ПРО

02.11.2022

Фулфилмент-оператор “Бета ПРО” прошел сертификацию маркетплейса Яндекс.Маркет

24.10.2022

Фулфилмент-оператор "Бета ПРО" стал технологическим партнером Ozon'а. Что это дает компании и ее клиентам?

16.08.2022

Константин Калинин, Бета ПРО: «Наша цель – чтобы селлер получал и обрабатывал все заказы, которые он может потенциально получить»

05.05.2021

E-com: модный приговор

12.04.2021

Фулфилмент Бета ПРО получил статус технологического партнера goods.ru

11.01.2021

В следующем году фулфилмент может стать «самостоятельнее»

15.10.2020

Логистический центр Ozon — самый крупный из открытых маркетплейсами в Ростовской области

 
BetaPRO +7 /495/ 649 88 99 info@betapro.ru
Москва, ул. 4-я Кабельная, д. 6А
vk telegram zen
© 2014-2024 ООО "Бета ПРО".
Все права защищены
УСЛУГИ Фулфилмент Фулфилмент
для маркетплейсов
Продвижение
на маркетплейсах
Консолидация Кросс-докинг Селлерам из Китая СЕРВИСЫ Факторинг SMS-информирования Онлайн-тарификатор Возвраты API и модули интеграции БЛОГ Новости Статьи СМИ Кейсы О КОМПАНИИ Партнеры Вакансии Контакты Регламентирующие
документы