+7 /495/ 649 88 99
info@betapro.ru
Москва, ул. 4-я Кабельная, д. 6А
Главная / Блог / СМИ / Какой тип доставки самый востребованный у магазинов, ждать ли повышения тарифов, какой спрос на аутсорс логистики. Взгляд со стороны транспортных компаний

Какой тип доставки самый востребованный у магазинов, ждать ли повышения тарифов, какой спрос на аутсорс логистики. Взгляд со стороны транспортных компаний

В сложных экономических условиях интернет-магазины и транспортные компании вынуждены трансформировать свои бизнес-процессы, меняя общую картину рынка грузоперевозок для ecommerce.

В каком же состоянии находится логистика интернет-магазинов на сегодняшний день? Присутствует ли тенденция на выстраивание собственной логистики? Как изменится ценовая динамика транспортных услуг для B2B в ближайшие месяцы? Для получения ответов на эти и другие вопросы мы обратились к экспертам отрасли.

Екатерина Анциферова, директор по развитию "Бета ПРО"

1. Можете выделить основные тезисы, которые характеризуют состояние логистики интернет-магазинов на сегодняшний день? Как обстоят дела со спросом на аутсорс транспортных услуг? Выбирают ли магазины комбинированную модель организации доставки или вовсе присутствует тенденция на выстраивание собственной логистики?

Основные тезисы, которые характеризуют любую сферу бизнеса сегодня — достижение рентабельности посредством оптимизации и перестройки бизнес-процессов, сокращения затрат, в том числе логистических. Несмотря на единую цель, интернет-магазины, находящиеся на разных стадиях развития, следуют отличным друг от друга сценариям:

  • На первой стадии, когда интернет-магазин получает минимальный объем заказов, у него нет необходимости делегировать складские и логистические задачи операторам. Магазину экономически выгоднее самому собирать заказы и доставлять их покупателю. Начинающие продавцы появляются регулярно. В количественном выражении их больше, чем магазинов второй стадии. Однако дальнейшее развитие получает не каждый продавец. На это влияет совокупность разных факторов: уровень конкуренции в нише, объем инвестиций, компетенции команды и т.д.
  • На второй стадии, когда интернет-магазин сосредоточен на работе с ассортиментом, производстве, продвижении продукта и продажах, большая часть игроков рынка предпочитает передавать складские и логистические процессы на аутсорс, понимая, что даже при равных затратах операторы соберут и доставят заказы качественнее, чем может это сделать сам интернет-магазин. Все-таки складская обработка и доставка — основной бизнес логистических операторов.
  • Есть третья стадия, когда интернет-магазин масштабирует свой бизнес, а иногда перерастает в маркетплейс и начинает работать с разными селлерами. У него появляется потребность выстроить целую систему для продавцов, включая логистическую инфраструктуру, создать собственный фулфилмент. На рынке есть успешные примеры такого пути развития. Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет, AliExpress Россия и "СберМегаМаркет" возглавляют этот список. Во втором квартале 2022 года их доля по объему заказов составляла 69% от общего объема заказов рынка электронной торговли.
  • Если взглянуть на тему аутсорсинга под другим углом, мы обнаружим, как изменилась ее значимость для интернет-магазинов с собственным складом. Осенью 2022 года склады интернет-магазинов, маркетплейсов, фулфилмент-операторов столкнулись с дефицитом производственного персонала — с нехваткой кладовщиков, упаковщиков, стикеровщиков, водителей и других линейных работников. Умение правильно работать с аутсорсинговыми компаниями и предоставляемым рабочим ресурсом (в короткие сроки обучать и строго контролировать процесс работы) становится оптимальным решением при срочном подборе и найме персонала.

2. Какой тип доставки и какие тарифы наиболее востребованы у интернет-магазинов в прошедшие полгода?

Обращаясь в службу доставки, интернет-магазины запрашивают минимальную стоимость услуг и максимально широкую продуктовую линейку — курьерскую доставку, самовывоз (пункты выдачи заказов и постаматы). Последние 1,5 – 2 года растет спрос на услуги самовывоза как со стороны интернет-магазинов, так и со стороны их клиентов. Причина проста — конечный покупатель пересматривает модель потребления и переходит к экономии. Возможность забрать посылку самостоятельно в пункте выдачи заказов — самый дешевый способ доставки. В отличие от курьерской доставки, где один сотрудник развозит посылки по разным адресам, в пункт выдачи товары отправляются консолидировано, что позволяет снижать стоимость логистики.

На сегодняшний день на российском рынке доля заказов, доставляемых через самовывоз, составляет примерно 70%. Остальное занимает курьерская доставка.

3. Как изменится ценовая динамика логистических услуг для B2B в ближайшие месяцы? Стоит ли ожидать повышения тарифов или цены закрепятся на текущем уровне?

Начиная с весны 2022 года мы наблюдаем уход зарубежных брендов, изменение цепочек поставок, проблемы производителей с оборудованием и закупкой комплектующих для выпуска товаров. Все это повлияло на логистический рынок. На короткий период вместе с тарифами сервис-провайдеров бизнес замер в ожидании.

В первой половине 2022 года среди всех операторов была единая понятная цель — сохранить клиентов и комфортные для них условия работы, которые помогут магазинам сэкономить, решить проблемы с ассортиментом, изменить логистику движения товаров. При этом сервис-провайдер должен был сохранить качество складской обработки и доставки заказов.

В 2023 году ситуация меняется. Вернусь к тому, с чего начала. Главный тезис сегодня — рентабельность. По итогам 2022 года мы видим, что оплата производственного персонала выросла на 15%. Официальный уровень инфляции — 12%. Вместе с этим увеличились арендные ставки на 7-10%. Это подталкивает нас и коллег по рынку пересматривать ценообразование и предлагать новые проиндексированные тарифы. Логистическим операторам, как и любой компании, не интересно вести бизнес ради бизнеса. Важна прибыль, и я думаю, что все игроки рынка электронной коммерции это понимают.

4. Наблюдается ли отказ от масштабирования деятельности магазинов: расширения географии, объемов заказов, загрузки складов?

Если при разных масштабах бизнеса мы получаем одну и ту же сумму прибыли, то игра не стоит свеч. Если бизнес видит перспективу увеличения прибыли при своем масштабировании в короткие сроки, то, безусловно, он будет расширяться — и с точки зрения географии, и с точки зрения площади складов.

Дело в том, что горизонт планирования сократился. Если раньше бизнес был готов вкладываться вдолгую и ждать отдачи спустя много лет (а открытие своего склада — это именно такая история), то сейчас интернет-магазинам (при действующем курсе на рентабельность) легче и выгоднее заключить договор с партнером, который предоставит ему услуги складской логистики и последней мили. Открытие собственного склада — не только аренда или покупка площади, оборудования. В первую очередь это квалифицированный персонал и отработанные IT-технологии.

5. Есть ли какие-нибудь новые логистические услуги или технические решения, которые приобрели популярность у интернет-магазинов?

Ежегодно на рынке появляется все больше новых игроков — фулфилмент-операторов, служб доставки. Интернет-магазины и продавцы маркетплейсов выбирают тех партнеров, которые отвечают их запросам и запросам маркетплейсов.

Популярным логистическим и техническим решением является работа с партнером, который предоставляет интернет-магазину все необходимые виды услуг в режиме "одного окна".

Особый спрос приобретает услуга обработки заказов разных каналов продаж (и логистических схем — FBO, FBS, DBS) с единого склада. Растет спрос на услуги онбординга и продвижения товаров на маркетплейсе. В выигрыше в 2023 году окажутся не только операторы, которые уже перестроили процессы под работу с ключевыми маркетплейсами (Wildberries, OZON, Яндекс Маркет, "СберМегаМаркет", AliExpress Россия), но и те фулфилмент-операторы, которые расширят пакет услуг через подключение новых площадок и нишевых маркетплейсов. По оценкам "Бета ПРО" запуск магазина еще на одном (втором) маркетплейсе, увеличивает оборот селлеров в 3 раза.

Алексей Мерзляков, директор по маркетингу DPD в России

1. Можете выделить основные тезисы, которые характеризуют состояние логистики интернет-магазинов на сегодняшний день? Как обстоят дела со спросом на аутсорс транспортных услуг? Выбирают ли магазины комбинированную модель организации доставки или и вовсе присутствует тенденция на выстраивание собственной логистики?

Среди трендов на рынке логистики в электронной коммерции 2022 года стоит отметить рост предоплаты. Мы его фиксируем в том числе по растущей от месяца к месяцу в течение 2022 года доле выкупа товара и снижению количества возвратов.

2. Какой тип доставки и какие тарифы наиболее востребованы у интернет-магазинов в прошедшие полгода?

Что касается типа доставки, то, если с началом пандемии мы наблюдали резкий всплеск доставок до двери, то в течение 2022 года их количество постепенно снижалось — все больше получателей выбирали самовывоз. Так, в январе 2022 года доля самовывоза из пунктов выдачи DPD в России составила 20%, в то время как к концу года этот показатель вырос до 30%.

3. Наблюдается ли отказ от масштабирования деятельности магазинов: расширения географии, объёмов заказов, загрузки складов?

В 2022 году увеличились объемы доставок из России в страны СНГ, в частности, в Беларусь и Казахстан. Если говорить о внутрироссийских перевозках, то топ-5 регионов-получателей наших посылок в течение года не изменился — это Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Новосибирская области, Краснодарский край. В топ-10 произошло перераспределение с 6 по 10 место одних и тех же регионов: Нижегородская, Ростовская, Воронежская области, Республика Татарстан и Красноярский край, что подтверждает тренд на изменение покупательского поведения с течением времени в этих регионах.

4. Есть ли какие-нибудь новые логистические услуги или технические решения, которые приобрели популярность у интернет-магазинов?

Популярными решениями для интернет-магазинов стали те сервисы, которые мы внедрили в течение года по запросу клиентов: доставка до маркетплейсов и "Москва 24" с забором груза до полуночи.

Наиболее популярный сервис — доставка до маркетплейсов, который запущен в апреле прошлого года. Количество его пользователей в четвертом квартале 2022 года по сравнению с третьим кварталом 2022 года выросло в три раза. В рамках сервиса нами также осуществляется контроль соблюдения требований маркетплейса к упаковке груза — это позволяет обеспечить доставку товара с первого раза. В случае отказа маркетплейса в приемке, производится бесплатный возврат груза на свой терминал для устранения замечаний.

Также высоким спросом среди интернет-магазинов отправителей из Москвы и Московской области пользовался сервис "Москва 24", запущенный в начале делового сезона в сентябре. Его уникальность заключается в позднем заборе груза со склада отправителя — до полуночи, и ранней доставке до получателя — на следующий день. На текущий момент сервис доступен на территории Москвы и Московской области, в 2023 году мы планируем расширение его географии на другие города-миллионеры.

Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер Сервис Экспресс"

1. Можете выделить основные тезисы, которые характеризуют состояние логистики интернет-магазинов на сегодняшний день? Как обстоят дела со спросом на аутсорс транспортных услуг? Выбирают ли магазины комбинированную модель организации доставки или и вовсе присутствует тенденция на выстраивание собственной логистики?

Многочисленные исследования, проведенные в конце прошедшего года, указывают на следующие факторы:

  • рост проникновения ecommerce в рознице – более четверть рынка непродовольственного ритейла в 2022 году пришлось на онлайн;
  • российские маркетплейсы забрали еще 10% рынка онлайн-продаж;
  • пропорционально выросла доля доставок силами маркетплейсов (сейчас это 75% выкупленных онлайн-заказов);
  • по разным оценкам, от 15% до 30% сайтов отказались в 2022 году от продаж товаров через свои витрины.

Растущая роль маркетплейсов объясняется во многом тектоническими изменениями рынка онлайн-розницы и благоприятной конъюнктурой для развития отечественных площадок. В частности, запуск продаж на маркетплейсах из-за низкого порога входа рассматривался малым бизнесом как приоритетный – данная тенденция оставалась неизменной на протяжении всего постковидного периода. Однако "оплотами" поддержания собственных каналов продаж выступали крупные игроки рынка, значительная часть которых прекратила реализацию через собственную витрину в прошедшем году.

В дополнение стоит отметить, что сохранившийся спрос на зарубежные бренды, покинувшие российский рынок, частично покрывается опять же продажами на маркетплейсах.

2. Какой тип доставки и какие тарифы наиболее востребованы у интернет-магазинов в прошедшие полгода?

Анонсированная в последние два года сразу несколькими маркетплейсами схема, которая подразумевает доставку выкупленных на онлайн-площадке заказов логистической службой по прямому договору с интернет-магазином, не получает ожидаемого развития. По-прежнему доминирующими являются варианты доставки через склад маркетплейса (с или без организации долговременного хранения товаров).

Однако у логистических операторов также сохраняются традиционные ниши рынка B2C-доставки. Как уже упоминалось, доля доставок силами маркетплейсов составляет около 75%. Сюда также входит доставка силами логистических компаний, имеющим договоры непосредственно с онлайн-площадками. А тенденция к сокращению собственных служб доставки маркетплейсами дает основание полагать, что часть этого объема сохранится за логистическими службами.

Кроме того, выходящие в онлайн новые крупные игроки продолжают тенденцию заключения прямых договоров с курьерскими компаниями.

3. Как изменится ценовая динамика логистических услуг для B2B в ближайшие месяцы? Стоит ли ожидать повышения тарифов или цены закрепятся на текущем уровне?

Мы видим явную тенденцию роста среднего тарифа в сегменте доставки B2C. При этом итоговый тариф "До двери" для малого бизнеса (до 150 отправлений в месяц) вырос на 17%. Рост начался с первого квартала и продолжался в течении всего года.

Итоговый тариф "До двери" для крупного бизнеса оставался неизменным в течении первых двух кварталов прошлого года. Однако, начиная с конца лета, логистические компании начали неизбежный процесс индексации. По нашим данным, итоговая цена (включая дополнительные сервисы и услугу наложенного платежа) для данной категории клиента увеличилась в четвертом квартале на 12% год к году.

При этом крупный бизнес по-прежнему может рассчитывать на значительные скидки, вплоть до 45%.

4. Есть ли какие-нибудь новые логистические услуги или технические решения, которые приобрели популярность у интернет-магазинов?

Из интересного – мы отмечаем почти двукратный рост трафика год к году, поступающего по договорам с таможенными операторами, которые оказывают услуги оформления B2С-отправлений.

Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FMLogistic

1. Можете выделить основные тезисы, которые характеризуют состояние логистики интернет-магазинов на сегодняшний день? Как обстоят дела со спросом на аутсорс транспортных услуг? Выбирают ли магазины комбинированную модель организации доставки или и вовсе присутствует тенденция на выстраивание собственной логистики?

Аутсорсинг доминирует. Несмотря на уход и сложности у ряда логистических компаний, выбор сейчас большой. Организация собственной логистики сильно увеличивает расходы, особенно при большой волатильности оборотов и сезональности, а также сдерживает рост.

2. Как изменится ценовая динамика логистических услуг для B2B в ближайшие месяцы? Стоит ли ожидать повышения тарифов или цены закрепятся на текущем уровне?

Сейчас мы наблюдаем так называемое "оздоровление" рынка логистических услуг в сегменте ecommerce. Ряд компаний уже ушел с рынка по различным причинам, в том числе экономическим. Клиентам требуется более высокий уровень сервиса – поздние cut-off, быстрая доставка до потребителя, соответствие повышенным требованиям маркетплейсов. В связи с этим будет расти и стоимость логистики для сегмента B2B. И если фулфилмент вырастет немного (индекс потребительских цен и инфляция будут индикаторами роста сервиса), то последняя миля будет определяться комплексом факторов, в том числе и конкурентным сервисом. Пока нет симптомов к возвращению "рынка заказчика".

3. Наблюдается ли отказ от масштабирования деятельности магазинов: расширения географии, объёмов заказов, загрузки складов?

Наблюдается централизация логистики (также присуща классическому ритейлу). Региональные склады поддерживают компании с исторически развитой сетью продаж. Заметен тренд передачи развития бизнеса в регионах дистрибьюторам.

Источник: Оборот.ру

Еще больше контента вы найдёте в нашем Telegram-канале. Здесь мы отвечаем на вопросы селлеров, публикуем новости рынка и даём оценку обновлениям маркетплейсов. Как быть и что делать - вы узнаете в Telegram-канале Бета ПРО. Подписывайтесь.

Поделиться: vk

26.12.2022

Как продавцам поддерживать продажи на маркетплейсах в январе

23.12.2022

КАК ПО ЗАКАЗУ

22.12.2022

17 трендов, которые будут влиять на рынок электронной торговли и логистики в 2023 году

25.11.2022

Кому из продавцов и зачем нужна API-интеграция с маркетплейсами. Советы от Бета ПРО

02.11.2022

Фулфилмент-оператор “Бета ПРО” прошел сертификацию маркетплейса Яндекс.Маркет

24.10.2022

Фулфилмент-оператор "Бета ПРО" стал технологическим партнером Ozon'а. Что это дает компании и ее клиентам?

16.08.2022

Константин Калинин, Бета ПРО: «Наша цель – чтобы селлер получал и обрабатывал все заказы, которые он может потенциально получить»

05.05.2021

E-com: модный приговор

12.04.2021

Фулфилмент Бета ПРО получил статус технологического партнера goods.ru

11.01.2021

В следующем году фулфилмент может стать «самостоятельнее»

15.10.2020

Логистический центр Ozon — самый крупный из открытых маркетплейсами в Ростовской области

BetaPRO +7 /495/ 649 88 99 info@betapro.ru
Москва, ул. 4-я Кабельная, д. 6А
vk telegram zen
© 2014-2022 ООО "Бета ПРО".
Все права защищены
УСЛУГИ Фулфилмент Консолидация Кросс-докинг СЕРВИСЫ Факторинг SMS-информирования Онлайн-тарификатор Возвраты API и модули интеграции БЛОГ Новости Статьи СМИ Кейсы О КОМПАНИИ Партнеры Вакансии Контакты Регламентирующие
документы