Последняя миля: разбираемся в терминах логистов
Содержание
1.«Последняя миля»: определение
2.«Последняя миля»: рынок
3.«Последняя миля»: участники
«Последняя миля»: подводя итоги
Наконец добрались до завершающего этапа логистической цепочки - «последняя миля». Качество его организации имеет значение и для интернет-магазина, и для покупателя, и для сервисных компаний. Доставлен ли заказ в срок и в полной комплектации, будет ли он выкуплен и т.д. - такие вопросы ставятся на «последней миле». Мы решили подхватить эту тему и начать ее разбор с нового материала:
- Что такое «последняя миля»;
- Когда появилось определение «короткая миля»;
- Кто участники процесса;
- Какие форматы предлагает рынок.
1.«Последняя миля»: определение
«Последняя миля» - это доставка заказов до конечного покупателя.
Классическая картина: клиент делает заказ в интернет-магазине или маркетплейсе и хочет быстро, без задержек, получить товары в полном объеме и удобном месте. Именно эти требования и удовлетворит «последняя миля», за которую отвечают службы доставки.
Интернет-магазины по-разному выбирают способы доставки для покупателей: пункты выдачи заказов (ПВЗ), постаматы, курьеры, Почта России. Так, в Fashion востребованы ПВЗ и курьерская доставка, потому что покупатель не уверен на 100% в своем решении. Он заказывает минимум 2 позиции, примеряет и сравнивает их между собой. Поэтому при выборе способов ориентируйтесь на категорию и характеристики товаров, запросы аудитории, тарифы транспортных служб.
2.«Последняя миля»: рынок
Нагрузка на службы доставки регулярно увеличивается, для компаний это положительная динамика. По оценке Data Insight за первый квартал 2021 года доставлено 290 миллионов посылок. В аналогичном периоде 20-ого года этот показатель ниже на 56%. Значительная доля рынка отведена собственным службам интернет-магазинов. Лидируют в этом списке маркетплейсы Wildberries и Ozon.
Вместе с ростом e-commerce аудитории становятся требовательнее. Если раньше время ожидания заказов из Москвы и Санкт-Петербурга - это 1-2 дня, то сегодня сформировался спрос на срочную доставку день в день.
Взлетевший по объемам сегмент e-grocery тоже не исключение: ритейлеры борются за качество и скорость, предлагая доставку товаров повседневного спроса (продукты, напитки, бытовая химия и т.д.) в течение 2-3 часов в зависимости от продуктовой корзины, местоположения. Поэтому спрос на срочную доставку выделил определение - короткая миля - последний этап доставки до покупателя из промежуточных точек хранения - дарксторов, оффлайн-магазинов. Но это не единственно возможные форматы.
3.«Последняя миля»: участники
В логистической цепочке есть 2 стороны - клиент и интернет-магазин. Они обмениваются ценностями. Для покупателя - это товар, который закроет потребность, для продавца - деньги. Ускоряют и улучшают качество товародвижения складская и транспортная логистика.
Итак, покупатель делает заказ в интернет-магазине или маркетплейсе. Товары для комплектации могут размещаться: в дарксторе, на складе интернет-магазина, маркетплейса или фулфилмент-оператора.
_________________________________________________________________________________
Даркстор (Dark Store) - помещение, которое используется как магазин-склад для сборки интернет-заказов. Отличительная особенность формата - это его местоположение. Дарксторы разворачивают в локальных точках, чтобы выполнить срочную доставку по близлежащей территории.
Дарксторы регулярно подсортировываются со складов, распределительных центров. Особую популярность формат приобрел в сегменте продуктов питания.
_________________________________________________________________________________
Поскольку дарксторы расположены близко к покупателю, то заказы напрямую передаются курьерам на доставку до двери.
Если товары хранятся на складах маркетплейсов, то заказы отправляются через их собственные службы. У Ozon - своя доставка, у СберМегаМаркета - своя и т.д. С распределительных центров маркетплейсов отправления идут в ПВЗ, постаматы или передаются курьерам для доставки до двери. Кроме того, доставка с маркетплейса возможна через Почту России. Например, так работает AliExpress Россия.
Через фулфилмент-оператора схема аналогична. На примере Бета ПРО посмотрим, как фулфилмент-оператор отгружает заказы. Если продавец работает по модели FBO, то Бета ПРО соберет необходимый товар и подсортирует склад маркетплейса. Тогда «последняя миля» будет на стороне площадки (описание см. выше). Аналогичная ситуация произойдет с FBS. Фулфилмент-оператор отвезет заказы до распределительных центров или мобильных хабов маркетплейсов. Площадки своими силами организуют «последнюю милю» (описание см. выше).
Иная история с заказами интернет-магазинов и отправления по схеме DBS на маркетплейсах. Фулфилмент-оператор передает их по службам, которые доставят:
- До пунктов самовывоза: ПВЗ, постаматы;
- Курьерами;
- Почтой России;
- В оффлайн-магазины.
Альтернативное место хранения и сборки заказов - это склад магазина. Он способен работать по всем каналам через собственные или партнерские службы. Продавцу понадобится складское оборудование и IT для обработки интернет-заказов, а также интеграции и Договора со сторонними службами. Когда продавец самостоятельно настраивает склад, то количество задач с каждым разом увеличивается. На этом фоне можно четко увидеть преимущество фулфилмент-оператора, когда продавец делает только одну интеграцию и заключает один Договор, по которому сотрудничает со службами доставки через фулфилмент-провайдера.
«Последняя миля»: подводя итоги
Новый материал - это введение в рынок доставки - мы раскрыли базовое определение, подкрепили обзор цифрами. Кажется, транспортные компании научились работать по вариативным форматам: и отправляют заказы в ПВЗ, и размещают в постаматы, и доставляют курьерами до двери и в магазины. Рост электронной торговли будет менять подходы. Сегмент продуктов питания с выходом в e-com подтверждает это. Поэтому сейчас службы сосредоточены на укреплении IT, логистической инфраструктуры и введении дополнительных услуг.