Отраслевые решения: есть ли потребность на рынке e-commerce?
Отраслевые решения: есть ли потребность на рынке e-commerce?
Прежде чем перейти к термину «Отраслевые решения», определим его истоки и поставим вопрос - что происходит на рынке онлайн-торговли?
Каналы продаж:
В последние 5 лет отмечался устойчивый рост рынка. Но если 2 года назад продавцы только рассматривали
возможность выйти в e-com или постепенно развивали 1-2 канала (например, сайт или социальные сети), то во время
пандемии онлайн стал единственным способом продавать и общаться с покупателем. Обеспечить быстрый вход смогли
маркетплейсы и собственные площадки продавцов. Тем не менее, первенство взяли Wildberries, Ozon, AliExpress Россия и др.
Логистика в e-commerce:
Приоритетность онлайн-каналов мы определили, но с логистикой не разобрались. Как оказалось, наличие собственного
склада, с которого в определенное время обслуживались оффлайн точки, не закрывал и не закрывает сегодня вопрос
обработки, доставки и возвратов онлайн-заказов.
В пандемический период с этим столкнулся fashion.
Исправляют ситуацию маркетплейсы. Продавцы поставляют товары на склады, а маркетплейс берет на себя хранение,
комплектацию и доставку отправлений через ПВЗ, постаматы и курьеров. Удобно? Конечно! Но пока мерчанты (особенно
некоторых категорий) не столкнуться с лимитами. Например:
- Для работы с несколькими маркетплейсами и со своими каналами нужно дробить сток;
- Сток доступный под маркетплейс ограничен, а значит - сокращен выбор для покупателей;
- Введена цифровая система «Честный знак», где регулярно обновляются товарные категории, обязательные к маркировки.
Кроме того, для определенных категорий складские операции и «последняя миля» должны учитывать особенности продукта
и потребительские запросы. Приведем примеры:
1.Fashion. Покупатели хотят заказывать несколько товаров с возможностью примерки. Значит продавцу нужно организовать доставку
с частичным возвратом. Fashion - один из лидеров по числу возвратов, поэтому объем для обработки будет большим. После возвращения задача склада -
обновить в короткие сроки товарные остатки и привести продукт в товарный вид, который, кстати, часто портится при неправильно организованном хранении.
2.Ювелирные украшения. Данный товар имеет совершенно другой подход в организации складских и транспортных операций. Например, при приеме
важно проверить наличие пробирного клейма, провести поштучный перевес изделий, проверить сохранность пломб. Ювелирные украшения должны располагаться в специально
отведенной зоне с мелкоячеистым хранением. Тем не менее, самый острый вопрос - регулирование доставки и возвратов онлайн-заказов.
Резюме: Таким образом, желание развивать онлайн-продажи через разные каналы с единого стока, а также необходимость обеспечить
особыми складскими и транспортными условиями ряд товарных категорий, сформировали новый тренд e-commerce ‐
специализация услуг под определенные ниши.
По-другому, развитие фулфилмента с отраслевыми решениями.
____________________________________________________________________________________
Отраслевое решение - набор складских и транспортных операций, которые отвечают особенностям конкретной товарной категории и позволяют
выполнить интернет-заказ. Весь логистический цикл (от приемки товара до “последней мили”) адаптирован под нужды ниши.
Отраслевые решения востребованы среди: одежды и обуви, косметики и парфюмерии, ювелирных изделий, электроники, продуктов питания, лекарственных препаратов и БАДов.
____________________________________________________________________________________
С одной стороны, вы можете сами реализовать отраслевые решения. С другой, передать это фулфилмент-оператору, который умеет работать с нишей и имеет отраслевые решения. Когда и кому стоит об этом задуматься:
- Продавцам, которые только выходят в онлайн;
- Продавцам, у которых нет собственных складов и инвестиций;
- Продавцам, у которых собственный интернет-магазин, но они планируют выход на маркетплейсы;
- Продавцам, которые присутствуют на маркетплейсах/имеют интернет-магазин, развивают омниканальность и не хотят делить стоки.
Но и главный фактор, объединяющий всех - мерчант работает с товарами, требующими особые условия хранения, комплектации, доставки и обработки (если он был возвращен).
Поэтому если перед вами стоит задача в оптимизации издержек, сокращении времени на взращивание e-com компетенций, а также в соответствии ожиданиям покупателей, то передавайте логистику фулфилмент-центрам с готовыми отраслевыми решениями.