Эксперты рассказали о перспективах и барьерах при автоматизации логистики
В конце мая 2025 года Владимир Путин поручил администрации президента проработать поддержку полностью роботизированных логистических комплексов. Пилотные проекты запустят в Ростовской и Нижегородской областях. Вместе с экспертами отрасли разбираемся, какие технологии уже меняют рынок, где остаются барьеры и какие процессы пока невозможно отдать роботам.
Застой или прогресс?
Президент РФ подчеркнул, что уровень роботизации в стране пока что существенно отстает от уровня мировых лидеров в этом направлении. Опрошенные нами эксперты хоть и соглашаются с этим утверждением, но все же считают, что сейчас в развитии отечественных разработок наблюдается заметный прогресс.
«Мы рассматриваем автоматизацию как ключ к масштабируемости, устойчивости и качеству логистических процессов», – говорит Джонатан Воложчик, директор по ИТ, процессам и инновациям FM Logistic в России.
Главными сдерживающими факторами остаются инвестиции в само оборудование, а также дефицит и высокая стоимость IT-специалистов. «Особенно дорого обходится складская роботизация, – уточняет Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО».
По расчетам экспертов, вложения окупаются в приемлемые сроки только при условии постоянной и полной загруженности склада. Помимо этого, заметную роль играет и экономическая нестабильность, при которой инвестиции в проекты с рисками и длительной окупаемостью даже не рассматриваются.
К основным барьерам также можно отнести неготовность инфраструктуры транспортных сетей и складов, сложности интеграции различных систем, неопределенность в правовом регулировании технологий, таких как беспилотные транспортные средства или системы управления данными, констатирует директор департамента информационных технологий «Курьер Сервис Экспресс» Александр Трошкин.
При этом эксперты отмечают, что в разработке отдельных продуктов отечественные специалисты не отстают от иностранных коллег.
«В части программного обеспечения появляется все больше гибких, адаптируемых решений, которые не отстают от мировых лидеров, – считает Джонатан Воложчик. – Также укрепляются позиции производителей конвейерного и упаковочного оборудования».
Если говорить о сегменте высокотехнологичных решений – автономных роботах, системах машинного зрения, то здесь рынок пока зависит от импорта. Однако при достаточной поддержке отечественные компании в ближайшие годы смогут существенно сократить этот разрыв, считает эксперт FM Logistic.
Как автоматизируется складская логистика?
Сегодня в складской логистике наиболее популярны WMS-системы нового поколения с гибкими настройками и возможностью интеграции с внешними сервисами. В FM-Logistic, например, внедрили систему, позволяющую запускать новый объект за считанные дни без регрессий и с автоматизированными обновлениями.
«В нашей практике хорошо зарекомендовали себя автоматизация подволнов (алгоритм группировки заказов по определённым признакам с целью повышения производительности сборки), интеллектуальное распределение задач, управление мульти-серийными номерами (ЧЗ) и др. Эти решения обеспечили прирост производительности без увеличения затрат», – рассказывает Джонатан Воложчик.
Сегодня массово внедряются и другие решения. Так, интернет вещей (IoT) используется на сортировочных линиях при консолидации грузовых отправлений по географическим направлениям, RFID и штрихкодирование ускоряют процесс обработки товаров. Смарт-контракты помогают обеспечить прозрачность мультимодальных перевозок: в них прописывается план транспортировки с детальным описанием параметров (сроки, маршрут, инструкции) и его участников (терминалы, таможня, страхование, перевозчики). Это дает возможность устанавливать четкие правила, следовать им и производить экономические расчеты стоимости затрат и услуг, объясняет Александр Трошкин.
Для крупных складских операторов наиболее актуальны интеллектуальные системы управления, а также связанные системы автоматизации и интеграции с учетными системами, каналами продаж, службами доставки, уточняет Артем Смирнов. Такие решения могут построить оптимальные маршруты, подобрать способы сборки и отгрузки, оптимизировать топологию склада, интегрироваться с системами видеонаблюдения и даже совершать поиск по видеопотоку. Они также способны вести учет складских операций, осуществлять нормирование и биллинг труда, формировать аналитику.
Где поможет искусственный интеллект?
В складской логистике искусственный интеллект давно помогает не только снижать количество ошибок, связанных с ручным вводом и обработкой данных, но и оптимизировать выполнение специфических задач. Например, в некоторые WMS-системы уже интегрированы генеративные модели, рассказывает Артем Смирнов. Они предлагают персоналу оптимальные маршруты при подборе товара, способы сборки, методы отгрузки, систему хранения. Алгоритмы ИИ также могут в режиме реального времени менять маршруты по мере поступления новых заказов.
ИИ также активно используется для прогнозирования спроса и управления запасами и цепочками поставок. Здесь алгоритмы обрабатывают исторические данные, измеряют сезонность, оценивают влияние внешних факторов, тенденций рынка, покупательского поведения. Затем ИИ прогнозирует спрос и объемы запасов, что позволяет избегать дефицита площадей и переполнения складов, планировать отгрузки, добавляет эксперт «Бета ПРО».
По мнению Александра Трошкина, инвестиции в работу с данными технологиями полностью оправдываются потенциальной выгодой от их использования. Хотя, конечно, затраты на внедрение ИИ становятся значительной статьей расходов, поскольку включают в себя обучение сотрудников и организацию системы безопасности.
Джонатан Воложчик из FM Logistic придерживается иной позиции: на его взгляд, применение генеративных моделей в операционных сценариях может быть рискованно, особенно на критичных к стабильности и безопасности участках. «ИИ по своей природе работает вероятностно, поэтому его внедрение экономически оправдано там, где важна скорость и гибкость, но не требуется стопроцентная точность», – считает он.
Получится ли заменить человека?
Несмотря на значительный прогресс в автоматизации, человека пока сложно заменить там, где требуется адаптивное мышление, принятие решений в нестандартных ситуациях или постоянная межфункциональная коммуникация. Это касается таких сфер, как операционное управление, контроль качества, обучение персонала, утверждает Джонатан Воложчик. Вмешательство «живого» сотрудника также необходимо при обработке специфических или нестандартных грузов, требующих особого внимания и осторожности, добавляет Александр Трошкин.
В то же время некоторые профессии могут стать менее востребованными или даже исчезнуть, полагает он. Так, с ростом автоматизации хранения и перемещения товаров может снизиться спрос на кладовщиков, грузчиков, операторов погрузчиков. Могут быть заменены и специалисты по обработке данных, поскольку современные системы способны делать это автоматически, а также транспортные диспетчеры в силу того, что TMS-системы выполняют эту задачу эффективнее.
Однако ряд экспертов считает, что развитие автоматизации не вызовет безработицу, поскольку дефицит персонала по-прежнему будет сохраняться в ближайшие годы. Зато внедрение современных технологий позволит освободить сотрудников от повторяющихся неинтересных действий и предоставит им возможность выполнять обязанности, которые будут их развивать.
Подробнее Plusworld