По итогам 2020 года онлайн-продажи в категории «одежда и обувь» выросли на 37% – до более 450 млрд рублей, следует из аналитического отчета Data Insight.
При этом в категории специализированных онлайн-магазинов отмечался рост показателя на 22%, а в категории универсальных маркетплейсов – на 56%. В первую пятерку по онлайн-продажам в сегменте fashion входят Wildberries, Lamoda, Ozon, AliExpress и Bonprix. В данном топе есть и два новичка: Ozon и AliExpress. При этом между участниками рейтинга огромные разрывы по объемам. Так, например, Lamoda по количеству онлайн-продаж в 3,5 раза отстает от лидера рейтинга – Wildberries.
Одним из мощнейших драйверов притока офлайн-селлеров fashion в электронную коммерцию стала пандемия коронавируса. А точнее связанный с ней национальный локдаун: ограничения на передвижение, закрытие торговых центров и торговых точек, не задействованных в продаже товаров первой необходимости.
По данным FCG, еще в 2019 доля fashion внутри онлайна до пандемии была небольшой – всего 12%. Однако по итогам 2020 года она выросла почти в два раза – до 23%. При таком резком росте рынка нарастить соответствующие мощности всего за год непросто, признают эксперты сервис-провайдеры.
Например, даже если взять в аренду дополнительные складские площади, то на настройку бизнес-процессов все равно уйдет немало времени. А онлайн-шоперы не готовы мириться с некачественным сервисом. Поэтому fashion-ретейлеры все же смотрят в сторону сервис-провайдеров, отдавая им часть операционных процессов на аутсорсинг.
Однако сегмент fashion имеет свою специфику, и не каждая сервисная компания сможет обеспечить требуемое качество доставки. Как и не каждый курьер сможет ждать, пока модница примеряет наряды, которые приехали из интернет-магазина. Поэтому «Логирус» решил выяснить:
Надежда Романова, генеральный директор PickPoint:
«Fashion ищет новый трафик и новых потребителей, расширяет товарную матрицу. Ранее, не доверяя фулфилмент-провайдерам, ретейл создавал собственные, часто небольшие, подразделения для e-commerce или, привлекая недешевых операторов экспресс-доставки. Но постепенно приходит понимание, что ни собственные службы, ни экспресс-доставка не справляются – за год невозможно нарастить собственные мощности, чтобы соответствовать запросам клиентов, поэтому fashion-ретейл все чаще передает функции по хранению и доставке, а также дополнительным сервисам фулфилмент-операторам. Так рынок переходит на следующий этап развития.
«За год невозможно нарастить собственные мощности, чтобы соответствовать запросам клиентов, поэтому fashion-ретейл все чаще передает функции по логистике фулфилмент-операторам»
Но существует и обратный тренд. В 2020 году взрывной рост числа заказов, к которому никто не был готов, спровоцировал нехватку складских площадей различного формата, а фулфилмент-операторы не справились с объемами. В результате fashion-ретейл опять начинает масштабировать собственные складские мощности. Например, Wildberries, который последние 10 лет осуществлял курьерскую доставку только своими силами, стал подключать логистических партнеров по модели FBS. Почему? Потому что не справляется с трафиком, который за год вырос в разы. Ведь за 12 месяцев пропорционально увеличить логистические мощности невозможно».
Мария Бурмистрова, начальник управления по развитию сегмента B2C DPD в России:
«На протяжении последних 3-4 лет на первое место выходит наличие у интернет-магазинов нескольких каналов доставки. Например, на сегодняшний момент порядка 24% заказов e-commerce мы выдаем в пунктах выдачи (ПВЗ), остальная часть приходится на курьерскую доставку.
Для покупателей также важны: возможность проверки заказов, простой возврат, наличие наложенного платежа и системы уведомлений с указанием узкого интервала доставки».
Константин Калинин, коммерческий директор «Бета ПРО»:
«2020 и 2021 год проходят под знаком роста значения маркетплейсов. В этом контексте любой уважающий себя фулфилмент-оператор должен предоставлять клиентам услугу по работе с разными логистическими моделями маркетплейсов.
На мой взгляд, будущее рынка e-commerce в модели, при которой селлеры через фулфилмент-оператора смогут управлять логистикой на разных маркетплейсах в режиме «одного окна». В этом случае они существенно экономят и не теряют cash flow. Продавцам не нужно делить стоки между разными интернет-площадками и увеличивать штат сотрудников, которые будут отслеживать актуальные товарные запасы на маркетплейсах, где представлен селлер.
Думаю, в перспективе фулфилмент-операторы синтегрируются с маркетплейсами и в части доставки. Например, заказ, сделанный через маркетплейс, будет уходить клиенту прямо со склада сервисного провайдера, минуя распределительный центр».
«Будущее рынка в модели, при которой селлеры через фулфилмент-оператора смогут управлять логистикой на разных маркетплейсах в режиме "одного окна"»
Надежда Романова, генеральный директор PickPoint:
«Этот сервис достаточно сложный с точки зрения логистики. На такую услугу около пяти лет назад первой массово вышла компания Adidas. Суть в том, что убирается магистральное плечо и офлайн-магазины могут вполне конкурировать с онлайн-магазинами в части доставки. Скорее всего, в ближайшие годы услуга ship from store станет такой же распространенной, как и другие виды доставки – курьером, через пункты выдачи заказов или постаматы».
Услуга ship from store убирает магистральное плечо и офлайн-магазины получают возможность конкурировать с онлайн-магазинами в части доставки
Надежда Романова, генеральный директор PickPoint:
«Еще в 2019 году fashion-ретейл предлагал клиентам возврат через одну точку, например, офлайн-магазин, без вариантов, и без привязки к локации клиента, для которого это не всегда было удобно. В апреле, когда все магазины закрылись, было необходимо удовлетворять спрос на возврат товара, который не подошел. В этот период времени у нас началось массовое подключение именно функции клиентского возврата через постаматы.
Для понимания озвучу цифру: по итогам 2020 года объем клиентского возврата вырос в 18 раз».
Екатерина Анциферова, директор по продажам Hermes:
«Рынку нужен легкий возврат, чтобы клиент сразу получал деньги на свой счет. И чтобы весь процесс занимал как можно меньше времени. После запуска подобной услуги, например, у интернет-магазина La Redoute на 19% выросла доля заказов в пункты выдачи Hermes. При том что пункты выдачи Hermes работают без примерки и частичного выкупа. Примерить покупку клиент сможет дома, а взамен ему предлагается быстрый возврат денег, без ожидания, когда товар поступит на склад».
Константин Калинин, коммерческий директор «Бета ПРО»:
«Фулфилмент-оператор должен уметь работать с обратным ремиссионным потоком товаров от офлайн-магазинов. Мы живем в действительно большой стране с разными климатическими зонами и четырьмя сезонами в году. Зима закончилась, начинается лето, а коллекция зачастую до конца не распродана.
Ей нужно каким-то образом двигаться дальше. Но вещи мерились, ярлыки срывались и т.д. Для возвращения нужно привести вещи в товарный вид и сформировать сток, который либо отправится на хранение до следующего сезона, либо подготовится для финальной распродажи в сток-центре или на одном из маркетплейсов».
В fashion-ретейле в 2020 году произошли революционные изменения: офлайн вышел в онлайн, спровоцировав лавинообразный рост спроса. Пандемийные ограничения послужили толчком для дальнейшего развития омниканальности на рынке fashion-ретейла. В том числе бесконтактную доставку через постаматы, продажи через маркетплейсы, а вместе с тем и услуги сервисных провайдеров.
По мнению Константина Калинина, директора по продажам «Бета: ПРО», сегодня fashion-ретейл ждет от фулфилмент-операторов не готовых универсальных схем. Fashion необходим больший спектр услуг и специализированные сервисы, а в перспективе – углубленная интеграция с маркетплейсами.
Топ основных изменений на рынке fashion-логистики по версии участников конференции Fashion TechDay выглядит так:
Источник: Logirus
10.10.2024
Как управлять поставками для маркетплейсов: от закупки товара до отгрузки в ПВЗ
19.08.2024
Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора Бета ПРО, о разработанном специалистами мифи роботе-транспортировщике
08.07.2024
Фулфилмент для маркетплейсов
20.05.2024
Краткий курс по планированию поставок на маркетплейсы от Артёма Смирнова
25.04.2024
Что ждать селлеру от фулфилмента в 2024 году?
09.04.2024
Как выбрать склад/склады Wildberries: анализ, планирование, индекс локализации и ограничения
27.03.2024
Все для «синих воротничков»: соцпакет, гибкие условия работы и автоматизация
26.03.2024
Оптимизация складской логистики
28.02.2024
Упаковка товара при доставке: цены, проблемы, нестандартные задачи
27.02.2024
Насколько серьезен дефицит помещений? Каких специалистов не хватает? Как подготовиться к росту ставок? Ситуация на складском рынке и рекомендации экспертов малому и среднему бизнесу
25.01.2024
Что селлеру на маркетплейсе делать с товарами после распродаж?
15.01.2024
Возвратная логистика в новогодние праздники: опыт российского ритейла
05.12.2023
Дефицит складов в конце 2023 в России
28.11.2023
Антирекорды складской недвижимости: максимальные ставки, минимальная вакантность
14.11.2023
Логисты о "горячем сезоне": прогнозы и аналитика
02.11.2023
Как выбрать склад для торговли на Ozon: планирование, география продаж, оценка затрат, анализ ограничений
30.10.2023
Логисты готовятся к росту продаж в e-commerce
13.10.2023
Как логисты справляются с нехваткой персонала: опыт из первых рук
06.10.2023
Новые точки роста: как региональным селлерам построить логистику для продажи товаров в ЦФО
10.07.2023
Как упаковать товары для маркетплейсов. Общие требования и индивидуальные правила площадок
04.07.2023
ТОП-ошибок продавцов при запуске магазина на маркетплейсах
09.06.2023
Особенности фулфилмента для категории «БАД»
07.04.2023
Как не ошибиться в БАД и с кого спросить за подделку
06.04.2023
Антикейсы селлеров: 10 ошибок в создании инфографики для товарных карточек
05.04.2023
Селлеры Wildberries смогут поднять конверсию с помощью видеообзоров
20.03.2023
Возвратная логистика продавцов маркетплейсов: проблемы и решения
14.03.2023
Как выбрать надежное аутстаффинговое агентство: 5 советов от логиста
09.03.2023
Розовый авто и огромный конструктор стали самыми необычными посылками на 8 марта в этом году
27.02.2023
Ozon анонсировал новую мотивационную программу для бизнеса
16.02.2023
В 2023 году рынок e-commerce будет расти за счет снижения розничных продаж и экспансии покупателей на маркетплейсы
25.01.2023
Какой тип доставки самый востребованный у магазинов, ждать ли повышения тарифов, какой спрос на аутсорс логистики. Взгляд со стороны транспортных компаний
26.12.2022
Как продавцам поддерживать продажи на маркетплейсах в январе
23.12.2022
КАК ПО ЗАКАЗУ
22.12.2022
17 трендов, которые будут влиять на рынок электронной торговли и логистики в 2023 году
25.11.2022
Кому из продавцов и зачем нужна API-интеграция с маркетплейсами. Советы от Бета ПРО
02.11.2022
Фулфилмент-оператор “Бета ПРО” прошел сертификацию маркетплейса Яндекс.Маркет
24.10.2022
Фулфилмент-оператор "Бета ПРО" стал технологическим партнером Ozon'а. Что это дает компании и ее клиентам?
16.08.2022
Константин Калинин, Бета ПРО: «Наша цель – чтобы селлер получал и обрабатывал все заказы, которые он может потенциально получить»
12.04.2021
Фулфилмент Бета ПРО получил статус технологического партнера goods.ru
11.01.2021
В следующем году фулфилмент может стать «самостоятельнее»
15.10.2020
Логистический центр Ozon — самый крупный из открытых маркетплейсами в Ростовской области