При дефиците складских площадей и персонала игроки рынка e-commerce все чаще задумываются об оптимизации процессов. Мы выделили важные нюансы, на которые стоит обратить внимание при повышении эффективности работы склада.
В первую очередь, помните о комплексном подходе: нельзя, чтобы изменение одного процесса снизило эффективность другого. Так как логистика охватывает все бизнес-процессы, при оптимизации нужно следить за показателями всех связанных операций.
Складская логистика включает в себя несколько этапов: прием, хранение, работу с заказами и отгрузку.
Прежде чем начать оптимизацию, внедрите контроль и учет метрик и показателей эффективности по всем вышеуказанным процессам.
Автор: Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО»
Должен быть налажен прием и учет товара по количеству, весогабаритным характеристикам и качеству. Необходимо наладить процесс инвентаризации, оценки временных и трудовых затрат на выполнение всех операций, товарооборота, заполненности и емкости склада, уровня складских издержек в цене товара и в экономике вашего бизнеса. Это поможет выявить слабые места и сформировать целевые показатели для повышения эффективности работы.
Теперь давайте посмотрим, на что может быть направлена оптимизация.
Важно отслеживать метрики и показатели по всем этим направлениям и соблюдать баланс между ними.
Теперь рассмотрим возможные варианты, за счет которых можно повышать эффективность складской логистики.
Планировка и зонирование
Рассчитайте текущую емкость склада, коэффициент использования площади и объема. Выявите для себя возможности увеличения объема хранения. Например, с помощью установки или изменения конфигурации мезонинной системы хранения. Смоделируйте изменение планировки и зонирования.
При изменении планировки помните, что сужение проходов и повышение плотности хранения часто приводит к простою персонала и техники. Из-за этого могут возникать сложности при сборке заказа, что часто приводит к росту издержек и снижению производительности.
Для эффективной работы с маркетплейсами и интернет-магазинами мы рекомендуем разделять склад на следующие зоны:
Благодаря этому повышается скорость приема и обработки заказа, уровень товарооборота, сокращается простой персонала.
При таком разделении склада на зоны перемещение товаров должно занимать минимум времени, персонал не будет скапливаться и ждать в очереди выполнения своих операций.
Размещение товара
Выбор способов размещения товаров – один из самых сложных процессов. Существует много систем размещения: например, с учетом ABC и XYZ анализа, по артикулам, по весогабаритным характеристикам, по товарным категориям. Если товар требует контроля сроков годности, то его размещение и отбор выполняются с учетом этой характеристики, например, по модели FEFO.
В работе с маркетплейсами при размещении товаров важно учитывать модели FBO и FBS, для одних товаров можно использовать паллетное хранение, для других – ячеичное.
Сезонные и малооборачиваемые товары не должны располагаться близко к зонам упаковки и отгрузки. А тяжелые и крупногабаритные товары лучше не размещать высоко или в труднодоступных местах.
Выбор системы размещения товаров для каждого бизнеса индивидуален и зависит от характера товара. Но помните, что в любом случае товары должны размещаться по системе. От этого будет зависеть эффективность, производительность и скорость обработки заказов.
Когда система хранения выбрана, можно приступать к подбору модели сборки заказов.
На сбор заказов приходится более 60% трудозатрат склада. Если этот процесс не эффективен, то снижаются скорость и точность сборки, происходят колоссальные потери времени и финансов. Поэтому среди существующих методов сборки важно выбрать подходящий.
Дискретный метод
Для небольших складов часто применяют позаказный или дискретный способ, когда один сотрудник полностью собирает один заказ. Плюсы – простота реализации, точность. Минусы – сотрудник преодолевает большие расстояния, на сборку уходит много времени, из-за чего требуется больше персонала. Также около зон могут возникать очереди из работников.
Зоновый метод
Склад делится на зоны хранения, которые закрепляются за конкретными сотрудниками. Заказ собирается постепенно, передвигаясь из одной зоны в другую. Сотрудник приступает к работе первым или получает заказ от предыдущего работника. Далее он добавляет в него товары из своей зоны и передаёт заказ следующему кладовщику или перемещает свою часть заказа в определённую ячейку зоны комплектования. Таким образом, заказ обрабатывается несколькими сотрудниками.
К плюсам этого метода можно отнести сокращение времени на поиск товара, более целесообразное перемещение сотрудников по складу. К минусам – меньшую точность сборки и возможность простоя, если сотрудник следующей зоны не может сразу принять свою часть заказа на сборку.
Комплектация партиями
При комплектации партиями работник формирует уже несколько заказов. Сборщики работают по зонам, забирают товары с мест хранения и перемещают их в зону комплектации. Затем товары распределяются по отдельным заказам согласно заданиям.
Поскольку комплектовщик за одно пересечение склада отбирает товар сразу для нескольких заказов, сокращается время передвижения. Однако дополнительное время будет затрачиваться на сортировку товаров по заказам клиентов.
Волновой метод
Этот метод применяется на крупных складах, оснащенных WMS системами. При такой стратегии осуществляется одновременная сборка нескольких заказов на разных зонах. Волны запускаются в определенное время и по определенным характеристикам, список заказов в волне формируется согласно критериям очерёдности. Заказы с более ранней датой отгрузки приоритетнее более поздних. Затем заказы переходят в зону комплектации.
Также может использоваться кластерный отбор, когда товары отбираются одновременно для нескольких заказов в заранее подготовленные контейнеры, которые установлены на тележки для сбора заказов. Этот метод часто используется для мелкоштучного товара.
Автоматизация склада
При работе с маркетплейсами недостаточно одной WMS системы, необходима также интеграция со всеми каналами продаж и системами учета. Высокая скорость обработки заказа с момента его получения и до доставки потребителю – это уже не конкурентное преимущество, а необходимость, напрямую влияющая на принятие решения о покупке. Когда покупатель оформил заказ на маркетплейсе, это должно сразу отображаться в WMS и запускать определенную последовательность действий на складе.
В результате внедрения WMS и интеграций можно повысить качество планирования, сократить количество сотрудников, снизить административные издержки и временные затраты на многие процессы, увеличить эффективность использования пространства, уменьшить стоимость и повысить точность проведения инвентаризации, увеличить пропускную способность склада.
Но прежде, чем внедрять автоматизацию, необходимы, во-первых, описание бизнес-процессов, технологические карты и функциональная модель вашего бизнеса. Во-вторых, какую бы систему вы ни внедряли, у вас в штате должен быть специалист, умеющий работать с подобными системами. Даже если вы внедряете простую и готовую систему, она все равно требует контроля, знаний и умений в надстройках и текущей работе.
Примеры метрик и показателей, которые можно отслеживать при оптимизации процессов.
Обратите внимание, что анализировать процессы важно в динамике за разные периоды и в сравнении с нормированными или целевыми показателями. При выборе параметров для анализа мы рекомендуем не использовать готовые системы метрик. Лучше разработать их индивидуально для своего бизнеса, под свои цели и задачи. Мы приводим примеры, от которых можно отталкиваться.
Показателей существует много и перечислять их можно практически бесконечно.Важно выбрать для своего бизнеса их целесообразное количество, которое позволит выявить сильные и слабые стороны и оптимизировать процессы.
Источник: Еcomhub
10.10.2024
Как управлять поставками для маркетплейсов: от закупки товара до отгрузки в ПВЗ
19.08.2024
Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора Бета ПРО, о разработанном специалистами мифи роботе-транспортировщике
08.07.2024
Фулфилмент для маркетплейсов
20.05.2024
Краткий курс по планированию поставок на маркетплейсы от Артёма Смирнова
25.04.2024
Что ждать селлеру от фулфилмента в 2024 году?
09.04.2024
Как выбрать склад/склады Wildberries: анализ, планирование, индекс локализации и ограничения
27.03.2024
Все для «синих воротничков»: соцпакет, гибкие условия работы и автоматизация
28.02.2024
Упаковка товара при доставке: цены, проблемы, нестандартные задачи
27.02.2024
Насколько серьезен дефицит помещений? Каких специалистов не хватает? Как подготовиться к росту ставок? Ситуация на складском рынке и рекомендации экспертов малому и среднему бизнесу
25.01.2024
Что селлеру на маркетплейсе делать с товарами после распродаж?
15.01.2024
Возвратная логистика в новогодние праздники: опыт российского ритейла
05.12.2023
Дефицит складов в конце 2023 в России
28.11.2023
Антирекорды складской недвижимости: максимальные ставки, минимальная вакантность
14.11.2023
Логисты о "горячем сезоне": прогнозы и аналитика
02.11.2023
Как выбрать склад для торговли на Ozon: планирование, география продаж, оценка затрат, анализ ограничений
30.10.2023
Логисты готовятся к росту продаж в e-commerce
13.10.2023
Как логисты справляются с нехваткой персонала: опыт из первых рук
06.10.2023
Новые точки роста: как региональным селлерам построить логистику для продажи товаров в ЦФО
10.07.2023
Как упаковать товары для маркетплейсов. Общие требования и индивидуальные правила площадок
04.07.2023
ТОП-ошибок продавцов при запуске магазина на маркетплейсах
09.06.2023
Особенности фулфилмента для категории «БАД»
07.04.2023
Как не ошибиться в БАД и с кого спросить за подделку
06.04.2023
Антикейсы селлеров: 10 ошибок в создании инфографики для товарных карточек
05.04.2023
Селлеры Wildberries смогут поднять конверсию с помощью видеообзоров
20.03.2023
Возвратная логистика продавцов маркетплейсов: проблемы и решения
14.03.2023
Как выбрать надежное аутстаффинговое агентство: 5 советов от логиста
09.03.2023
Розовый авто и огромный конструктор стали самыми необычными посылками на 8 марта в этом году
27.02.2023
Ozon анонсировал новую мотивационную программу для бизнеса
16.02.2023
В 2023 году рынок e-commerce будет расти за счет снижения розничных продаж и экспансии покупателей на маркетплейсы
25.01.2023
Какой тип доставки самый востребованный у магазинов, ждать ли повышения тарифов, какой спрос на аутсорс логистики. Взгляд со стороны транспортных компаний
26.12.2022
Как продавцам поддерживать продажи на маркетплейсах в январе
23.12.2022
КАК ПО ЗАКАЗУ
22.12.2022
17 трендов, которые будут влиять на рынок электронной торговли и логистики в 2023 году
25.11.2022
Кому из продавцов и зачем нужна API-интеграция с маркетплейсами. Советы от Бета ПРО
02.11.2022
Фулфилмент-оператор “Бета ПРО” прошел сертификацию маркетплейса Яндекс.Маркет
24.10.2022
Фулфилмент-оператор "Бета ПРО" стал технологическим партнером Ozon'а. Что это дает компании и ее клиентам?
16.08.2022
Константин Калинин, Бета ПРО: «Наша цель – чтобы селлер получал и обрабатывал все заказы, которые он может потенциально получить»
05.05.2021
E-com: модный приговор
12.04.2021
Фулфилмент Бета ПРО получил статус технологического партнера goods.ru
11.01.2021
В следующем году фулфилмент может стать «самостоятельнее»
15.10.2020
Логистический центр Ozon — самый крупный из открытых маркетплейсами в Ростовской области