Как в кризисное время фулфилмент-оператор может помочь интернет-продавцам
Содержание
С чем столкнулись бренды
Какую позицию заняли компании
Несколько слов о фулфилменте
Что может предложить фулфилмент-оператор бренду
В сложившейся экономической обстановке компании в секторе дистанционной торговли по-разному определяют, как и в каком направлении им двигаться дальше: выжидать и не предпринимать стратегических решений до стабилизации ситуации, сокращать косты или идти в «окно возможностей». Частично в реализации каждой стратегии может помочь фулфилмент-оператор. В этом материале раскрываем, почему в кризисное время аутсорсинг логистики выгоден интернет-продавцам.
С чем столкнулись бренды
Первое, что отмечается на рынке - снижение товарного предложения. Закрытие границ, рост тарифов на перевозку приостановили импорт оборудования, сырья и комплектующих для производителей. Нарушились цепочки поставок и у продавцов. Поэтому первые – не могут завершить сборку готового продукта. Вторые – закупить товар у российского или зарубежного поставщика. Эксперты считают: компании, которые локализовали свое производство в России, будут иметь преимущество.
Наряду с предложением снижается спрос. С российского рынка уходят или временно приостанавливают продажи зарубежные бренды. Локальные компании пересматривают бюджеты и урезают косты. Поэтому сотрудники уходят в «бессрочный отпуск» или попадают «под сокращение». Все это меняет вектор потребительского поведения в сторону экономии, учитывая рост инфляции.
Однако с уходом крупных брендов многие говорят о появившемся «окне возможностей» - освободившихся нишах, которые российские компании могут занять в онлайн-продажах.
Какую позицию заняли компании
Вероятно, российская экономика прошла период массовых санкций. Тем не менее давать уверенный прогноз развития ситуации - некорректно. Поэтому одни компании сфокусировались на сокращениях ассортимента, низко оборачиваемых товаров, затрат и т.д. Другие – на проверке ниш, подготовке новых продуктов, построении цепочек поставок. Однако есть «НО», которое объединяет и первых, и вторых. Они выстраивают пути, которые помогут сохранить привлекательность предложений по стоимости и качеству для покупателей.
Переходя от стратегии к частным решениям, стоит отметить, что логистика - операция, которую продавцы могут оптимизировать. Например, с точки зрения костов, запуска новых продуктов или выхода в разные каналы продаж. Рабочих способов несколько, и один из них - аутсорсинг логистики и сотрудничество с фулфилмент-оператором.
Несколько слов о фулфилменте
Как только покупатель оформляет заказ, в игру вступает фулфилмент-оператор. На своем складе он хранит товары, комплектует, маркирует заказы, доставляет их покупателям, при необходимости обрабатывает возвраты. От продавца требуется следить за остатками и вовремя пополнять сток. Сегодня фулфилмент-операторы работают не только с интернет-магазинами, но и селлерами маркетплейсов.
Главная ценность, которую дают сервис-провайдеры брендам – ресурсы – сэкономленное время и денежные средства. Фулфилмент-оператор – это удаленный склад и служба доставки, созданием и управлением которых не занимаются интернет-магазины. Поэтому вырученные дополнительные ресурсы в период кризиса дают продавцам возможность диверсифицировать свои риски.
Что может предложить фулфилмент-оператор бренду
Одно из первых преимуществ, о котором хочется сказать - это сокращение статей расходов. Продавцы, которые организуют свой склад, направляют средства на «Аренду помещения», «Покупку оборудования», «Настройку и обслуживание IT», «Найм персонала». При работе с фулфилмент-оператором таких статей нет. В большинстве случаев продавцы платят провайдерам пооперационно. А за счет того, что фулфилмент-операторы отгружают службам доставки большой объем отправлений, первые работают по сниженным тарифам. Как следствие операторы предлагают клиентам более выгодный прайс на последнюю милю.
В связи с ростом числа селлеров фулфилмент-операторы переориентировались на работу по схемам FBS и DBS. Они могут собирать заказы и делать отгрузки на разные маркетплейсы. В этом случае сотрудничество с оператором выгодно продавцам, которые продают товары через 2-3 площадки. Они не закупают ассортимент под склад одного-второго маркетплейса. Так продавцы снижают затраты на закупку товаров. Кстати, помочь выбрать подходящую схему работы также может оператор. В частности, команда Бета ПРО разработала калькулятор, который считает затраты на обработку заказов по FBO, FBS и DBS на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркете, СберМегаМаркете. По нашим подсчетам если вы правильно подберете схему, то не допустите переплат маркетплейсу или фулфилмент-оператору. Исследуя этот вопрос, мы пришли к выводу, что нет универсальной формулы, как выбрать схему работы. Нужны индивидуальные расчеты.
Еще одна причина, по которой аутсорсинг логистики оптимизирует косты - операторы контролируют выполнение каждой операции по SLA. Отсутствие этого контроля, например, может сказываться на выкупаемости заказов.
Когда товары часто возвращают, для магазина — это дополнительные траты на обратную логистику и обработку возвратов.
Эксперты советуют продавцам в сложившейся экономической ситуации сосредоточиться на работе с ассортиментом и поддержании товарных остатков. Потребуется найти новых поставщиков, перестроить цепочку поставок, расширить каналы сбыта. В это время вы не можете приостановить продажу оборачиваемых товаров (товаров-локомотивов), они дают вам дополнительные средства на перестройку процессов. А значит кто-то должен хранить эти товары, комплектовать и правильно маркировать и доставлять заказы. Если вы вновь перечитаете последний раздел, то ответ станет очевидным – фулфилмент-оператор.