Fashion в e-commerce: способы организации логистики
E-commerce: позиция fashion
В 2020-м сценарий развития оффлайнового бизнеса оказался невозможным без живого трафика в торговые точки. Отрасль начала переориентироваться и переводить продавцов на рынок электронной торговли.
Во время локдауна в более устойчивом положении оказались продавцы, которые уже развивали онлайн-продажи. Но даже имея свой интернет-магазин, селлеры подключались к волне запусков на маркетплейсах. Площадки смогли ускорить выход в e-com и открыть доступ к трафику как крупному, так и малому бизнесу.
Справка по рынку:
По данным аналитического агентства Data Insight объем онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров в 2020 году вырос на 37%, а проникновение электронной торговли в fashion увеличилось в 2 раза - до 26,7%. Продажи на маркетплейсах в сегменте одежда и обувь выросли на 53%, а наибольшая доля fashion-продавцов, по-прежнему, на стороне Wildberries.
Способы организации логистики
Fashion-продавцы выбирают один из способов обработки заказов или комбинируют их: собственный склад, маркетплейс или фулфилмент-оператор.
Магазин может передать маркетплейсам сток на хранение, комплектацию и доставку (модель FBO). Схема подойдет для высокооборачиваемых товаров. Но она не будет рентабельной, если вы передаете весь сток, включая товары с низким спросом. Если вы решите расширить количество площадок для продаж, то должны завезти на каждый склад маркетплейса определенный товарный объем. Одежда и обувь - это сегмент с большой глубиной позиций, а значит затраты на закупку увеличатся.
Второй подход - организовать склад самому. Для интернет-магазина с нуля это процесс долгий и ресурсозатратный, даже если арендовать площади. Потребуются дополнительные компетенции.
Склад для категории fashion имеет ряд особенностей. Например, товары должны хранится в ячейках, на вешалах, данные о них передаваться в систему “Честный знак”, а для дополнительного сервиса (мелкий ремонт, отпаривание, переупаковка и др.) выделяться площади. Отдельное внимание, конечно, отведено возвратам.
Возвраты:
Категория Fashion - лидер по объемам обратного потока, включая частичные и клиентские возвраты. Эксперты рынка утверждают, что большое количество возвратов создано продавцами искусственно через услугу “примерка одежды”. Покупатели заказывают 5 пар обуви, из которых, в лучшем случае, выкупают 2.
Сдерживающим фактором для заказа большого объема товаров служит предварительная оплата (опыт Wildberries, Ozon) или ограничения количества позиций в заказе (Lamoda).
Розничные магазины с собственным складом, с одной стороны, могут его использовать. Однако его складская система настроена не под ежедневную обработку интернет-заказов, а под сортировку торговых точек. Это подразумевает другие бизнес-процессы, поэтому на перестройку склада потребуются и инвестиции, и время. При этом, понадобится расширение “последней мили” и интеграции с курьерскими службами, маркетплейсами.
Решить вопрос бюджета, настройки бизнес-процессов и внутренних операций в короткие сроки может фулфилмент-оператор. У него есть склад, отработанная технология, интеграции, партнерство с маркетплейсами и курьерскими службами. Поэтому с момента подписания Договора вы уже сможете сделать первые поставки на фулфилмент и начать продавать. Кроме того, если у оператора есть партнерство с маркетплейсами и курьерскими службами, то работать с каждым из них вы будете в рамках одного Договора. Для вас - это исключение ручного управления и специальные тарифы!
Но мы уже сказали: сегмент одежды и обуви имеет специфику. Фулфилмент-операторов на рынке много, но те, кто оказывает полный цикл услуг по fashion - единицы. Хранить товар, скомплектовать заказ и доставить его - это малая часть операций, которые нужны отрасли. Значительную долю имеет сервисное обслуживание и опыт работы компании с fashion-продавцами.
Чтобы исключить неверный выбор и сохранить время на поиск новых подрядчиков, подключайтесь 26 августа к онлайн-конференции GoOMNI: Одежда, обувь и аксессуары. Обсудим каждый способ, их преимущества и недостатки. Плюс, Константин Калинин, коммерческий директор Бета ПРО, расскажет о том, как продавцу одежды и обуви выбрать фулфилмент-оператора.