Что ждать селлеру от фулфилмента в 2024 году?
Еще три года назад фулфилмент-операторы не могли полностью удовлетворить растущие потребности рынка e-commerce. Сейчас мы наблюдаем принципиально иную ситуацию. Провайдеры нарастили мощности, повысили качество, внедрили комплекс дополнительных услуг и готовы решать практически любую задачу предпринимателя.
О перспективах развития сервиса, особенностях работы с маркетплейсами, а также об актуальных изменениях в индустрии рассказали представители ведущих логистических компаний России – DPD, Boxberry, «Курьер Сервис Экспресс» и «Бета ПРО».
В чем секрет спроса?
Несмотря на стабилизацию рынка онлайн-торговли после стремительного подъема в 2022-2023 годах, индустрия фулфилмента продолжает набирать обороты, говорит Алексей Мерзляков, директор по маркетингу DPD в России. В прошлом году, по данным «Авито Услуг», спрос на такой сервис увеличился в четыре раза.
«Существенного роста числа новых селлеров в 2023 году не наблюдалось, однако услуга доставки до маркетплейсов продолжает развиваться с учетом различных запросов клиентов», – говорит Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования компании «Курьер Сервис Экспресс».
Основная причина востребованности данных сервисов – не только рост рынка, но и отсутствие вакантных складских площадей. В результате селлеры и производители рассматривают фулфилмент-компании в качестве альтернативы собственным складам, объясняет директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО» Артем Смирнов.
«Интересным показателем этого года было то, что даже в январе мы не увидели традиционного спада спроса на наши услуги. Помимо этого, в первом квартале мы зафиксировали значительный рост запросов на более качественную индивидуальную упаковку, переупаковку и проверку товара на брак. Игроки рынка e-сommerce стали активно работать над уменьшением процента возвратов, и, конечно, это сразу отражается на характере технического задания для фулфилмент-операторов. Число подобных запросов выросло примерно на 20% по сравнению с этим же периодом прошлого года», – добавляет эксперт.
Требования селлеров к доставке
«Потребитель все больше желает получить купленный товар здесь и сейчас, и маркетплейсы активно идут навстречу. Сегодня ранжирование карточек на 30-40% зависит от скорости доставки товара. Это действительно вынуждает пересматривать все процессы ради ускорения обработки и доставки заказов», – объясняет Артем Смирнов.
Также клиентам важно разнообразие вариантов доставки – в пункты выдачи, в постаматы, курьером, почтой, обращает внимание коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин. Помимо этого, преимуществом будут дополнительные сервисы – доставка день в день, по клику, в короткий интервал времени. «Селлеры привыкли к тому, что на маркетплейсах все доставляется довольно быстро и с хорошим попаданием во временные слоты и в SLA. Того же самого они ждут и от служб доставки», – добавляет эксперт.
Андрей Задорожный также подчеркивает, что требования, которые раньше были опциональными для логистических компаний, сегодня стали обязательными на рынке. К ним относятся круглосуточная связь со специалистом по телефону и в мессенджерах, проверка маркировки (в том числе коробов), формирование монопаллет и обеспечение возврата грузов со складов.
А что с маркетплейсами?
В отличие от условий селлеров, условия маркетплейсов стали заметно строже. «Ужесточились требования к качеству фулфилмент-услуг и самих товаров, появились штрафные санкции за несоблюдение стандартов», – делится Алексей Мерзляков.
Стандарты, которые обязана соблюдать компания, указываются в соглашении об уровне сервиса между маркетплейсом и партнером (SLA). «В нем строго прописывается всё, что касается качества сервиса (сроки доставки, возвратов, перечисления денег, попадания в интервал, доступность IT-систем), а также всё, что влияет на процент выкупа», – объясняет Алексей Бездеткин.
Политика возврата товара
В возвратной логистике участники рынка отмечают тенденцию к сокращению времени оформления и забора возвратов. «Маркетплейсы стремятся к уменьшению сроков хранения таких товаров, а селлеры – к скорейшему возвращению товаров в сток, если это возможно. Например, Ozon ограничивает сроки хранения возвратов с поставки и передает их на утилизацию в случае нарушения», – объясняет Артем Смирнов.
В то же время, по словам Андрея Задорожного, маркетплейсы самостоятельно стимулируют развитие услуги возврата товара силами сторонних курьерских компаний, ежеквартально увеличивая количество товаров, разрешённых к продаже только со склада продавца (FBS, rFBS). К подобным категориям можно отнести крупногабарит и химическую продукцию, а также товары, подлежащие маркировке «Честный Знак».
Если же возврат осуществляется самим маркетплейсом, то услуга должна соответствовать следующим стандартам: возврат на следующий день; работа с частичными возвратами, включая безопасную упаковку и маркировку; сверка содержимого посылки с составом заказа и обязательное наличие соглашения об уровне обслуживания с указанием сроков доставки.
Дополнительные услуги – конкурентное преимущество
Фулфилмент-операторы давно перестали ограничиваться предоставлением только логистических и складских услуг. Сегодня компании стараются предложить клиентам комплексный сервис. «Онбординг, сопровождение и продвижение на маркетплейсах, факторинг для интернет-магазинов, агрегация служб доставки, услуги по изготовлению фото- и видеоконтента, привлечение внешнего трафика, сервисы по работе с карточками товаров в одном окне, аналитические инструменты – и это даже не полный список, – говорит Артем Смирнов. – Здесь играет роль не только конкуренция. Нашим клиентам удобно получать перечень услуг у одного поставщика. Эти тенденции мы постоянно отслеживаем и стараемся соответствовать всем запросам наших партнеров».
FBS или FBO?
Обе модели обладают преимуществами, подходящими под конкретные запросы клиентов. Так, для высоко оборачиваемых товаров чаще используют FBO. «Например, в сегменте одежды и обуви чаще обращаются к этой модели, – объясняет Артем Смирнов. – Если мы говорим о БАДах или ювелирных украшениях, то здесь лучше работать по FBS. Подобные товары требуют особых условий хранения, которые может гарантировать либо профессиональный фулфилмент-оператор, либо сам продавец или производитель. С точки зрения общей ситуации по рынку, согласно нашему анализу, спрос распределяется следующим образом: 10% – модель DBS, 20% – модель FBS и 70% – модель FBO».
Популярность FBO отмечает и Алексей Бездеткин: «Фактически эта модель решает основные проблемы продавца: он не занимается работой с товаром, просто сдает его и пополняет запасы на складе. Основное удобство заключается в том, что продукцию можно разместить не на одном складе, а на нескольких, и тогда путь от склада до пункта выдачи становится короче. Модель FBO помогает снизить затраты на хранение и доставку, так как селлеры используют уже готовую инфраструктуру операторов маркетплейса. Им не нужна аренда склада, не нужно оплачивать логистов, тратить деньги и время на доставку своими силами».
Андрей Задорожный, наоборот, считает FBS более перспективной моделью. По его мнению, она будет востребована по ряду причин: это и увеличение доли крупногабаритных товаров в ассортименте маркетплейсов, и снижение среднего чека, не компенсирующего стоимость хранения товара, и рост конкуренции на рынке услуги фулфилмента для онлайн-площадок, и более частое использование региональных складов.
«Транспортные компании могут предложить сервис доставки с единого склада клиента и сдачи на склад маркетплейса в необходимом регионе по модели FBS, что позволяет селлеру значительно экономить средства», – считает представитель компании «Курьер Сервис Экспресс».
Источник: New-retail